Англо-саксонская хроника. Часть1
Тема: Англосаксы
Дата:19-07-2009 14:54:33


Англо-саксонская хроника. Часть1:
Англосаксы(перевод Антоновой Светланы, Buena_chicka, Ольги Марышевой, Ирины Томми,Ольги Кирой, Сауловой Ирины, Попова Павла, Канивец Светланы)

В Темные века, 5-6 вв., общины Британии населяли местности с плохо обозначенными границами. Такие общины были организованы и подчинялись вождю или королю. После окончательного ухода римских легионов из провинции Британия около 408 г. н.э. должны были сами охранять свой порядок и бороться с захватчиками и мигрирующими воинствующими племенами, такими, как
пикты, заселяющие земли
за Адриановым валом, скотты из Ирландии и германские племена с континента. Король Артур – легендарная фигура, часто представляемая как вождь одного или нескольких королевств этого периода, чаще всего его имя используется как символ Британии в сопротивлении против вторжения. Захватчики овладевали или адаптировались в уже существующих
королевствах и создавали новые, например, англы в Мерсии и Нортумбрии. Некоторые британские королевства продолжали существовать и после нападения, например Стратклайд, оно находилось на севере между землей пиктов и новым англосакским королевством Нортумбрия. К 650 г. н.э. Британские острова со множеством королевств, созданных местными племенами и подчиняющихся вождям или королям, напоминали лоскутное одеяло. В междоусобице и борьбе между общинами за контроль и
верховенство, на первый план выходят небольшое число королевств: Бернисия и Дейра ( они объединяются С Нортумбрией в 651 г. н.э.), Линдсей, Восточная Англия, Мерсия Уэссекс и Кент.

До конца 7-го века, многие короли-воители по очереди показывали свою власть над другими королями, и обычно выигрывали либо с помощью силы, либо благодаря брачному союзу, и часто закрепляли свое положение, женясь на представительницах могущественных правящих династий. Согласно последним записям летописца Бида, самым известным из этих королей был Ательберт, правивший с 550 по 616 года. Он женился на Берте, дочери парижского короля и христианке по вероисповеданию, и стал первым английским королем, обращенным в христианство (во время миссии римского священника Св. Августина в Британии в 597 году, которая произошла как раз при правлении Ательберта, тысячи жителей были обращены в христианство).
Кодекс законов Ательберта был первым подобным документом, написанным на всех германских языках, и включал 90 пунктов. Действие этого кодекса распространялось, как на юг, так и север реки Хамбер: племянник Ательберта стал королем Западной Саксонии, а его дочь вышла замуж за короля Эдвина Нортумбрийского, который умер в 633 году.

597. Римские миссионеры во главе с Августином прибывают в Кент
597?601.Ательберт Кентский принимает крещение.

Легендарное прибытие римской миссии в Англию описано в девятой главе "Жития Григория Великого"(написано в Витби, возможно, в 704 - 714) и в сочинениях Беды. Григорий, до того, как стал Римским папой, был на рынке рабов в Риме и познакомился с несколькими нортумбрианцами. Он выяснил их происхождение и сочинил три - дву-язычных каламбура, чтобы показать, что они готовы к обращению (хорошо известен его комментарий, что слово "англичане" созвучно слову "ангелы"; два других связаны с тем, что название королевства Дейра показало, что их должно спасти "от Божьего гнева" (de ira), а имя короля – Аелли, должно пропеваться, как аллилуйя). Жития, написанные Бедой, и из Витби, различаются в подробностях, и похоже, что в полной истории больше от английской любви к каламбурам (которая наиболее ярко видна в сочинениях Элдхельма, выдающегося англо-латинского поэта того времени), чем от событий, происходивших в Риме веком ранее.

Одной из причин этой истории может считаться письмо Грегори от сентября 595-го года к священнику Кандидасу, который был отправлен в Галлию, предписывающее ему использовать папские доходы для покупки молодых англичан на рынке рабов, чтобы после поместить их в монастыри (см. Вуда, стр.2, и Колгрейва, стр.145). Грегори, скорее всего, предполагал использовать этих новообращенных рабов в качестве миссионеров в Англии. Другой вероятной причиной созвучия считают комментарий Грегори в его Моралии в Иобе, тоже относящейся к 595-му году - с него, написанного на некогда варварском языке Британии, начинают петь Аллилуйю Хебрю. Эти связи Англии с Континентом были установлены уже в наш век, поэтому, если каламбур, связанный со схожестью между Аллилуйей и именем короля Дейры, и напрашивался на то, чтобы быть придуманным, это, скорее всего, произошло именно на английской почве. Беда содержит только раннее сообщение в повествовательном стиле о миссии Августина (Его Преосвященство, гл.23-33, подгл.2-3), хотя она должна быть дополнена материалами Вуда из Континентального Основания. В 596-м году Папа Грегори отправил Августина с почти четырьмя десятками священников в Англию, дабы обратить ее население в веру. Миссионеры очень боялись варварской страны язычников и остановились на полпути, отправив Августина назад к Грегори, чтобы получить прощение за невыполнение миссии.
Грегори вместо этого отправил им ободряющее письмо, датированное 23-м июля 596-го года, и они продолжили свой путь (Его Преосвященство, гл.23). В Беде записано послание Грегори к Этериусу, епископу Лиона, ошибочно названному Арли (Его Преосвященство, гл.24); Вуд показывает на основании реестра корреспонденции Грегори, что это лишь одно из многочисленных писем Папы с просьбой о поддержке Августина епископам Марселя, Экса, Арли, Виенны, Отуна, Тура - все они были связаны крепкими узами, соединяющими Прованс с Кентом (Вуд, стр.5). Хотя Беда настаивает, что Августин вернулся на Континент, чтобы стать посвященным епископом Англии после обращения Ательберта (Житие Грегори Великого, гл.27), письмо Папы Грегори к Юлогиусу Александрийскому делает очевидным, что Августин был посвящен по пути в Англию (Колгрейв/Минорс, стр.78, ст.1).

В 597, Августин прибыл в Танет, где был принят Зелбертом и получил
разрешение на проживание в Кентербере и возможность проповедовать

(Его преосвещенство, гл. 25; погл. 24). Согласно Вуду, в записи Беды об этом событии возможно нарушена хронологическая точность (Вуд,стр 3-4). Римские миссионеры стали жить в Кентербере как апостолы и проповедовать в церкви св.Мартина, где ранее королевой Бертой и ее епископом Луихардом уже проводились христианские ритуалы. Многие симпатизировали простоте миссионеров, их религиозности; принимали веру и их крестили, в конце концов и самого Зелберта крестили(Его преосвещенство, гл. 26). В своем письме к Еулогусу Георги писал, что уже к Рождеству 597 крещеных насчитывалось около 10000 (Вуд стр.12). Нам неизвестна точная дата конца правления Зелберта, но это было между датой прибытия миссионеров в 597 и письмом Папы новоиспеченному королю в 601г. Беда исключает почти все упоминания об франкистском участии в миссии Августина, кроме письма, в котором представляет Августина епископу Лиона- Эзериусу (Его преосвятейщество, гл. 24) и его комментариев, где говорится, что когда миссионеры прибыли в Танет, они приобрели несколько франкистских переводчиков (Его преосвятейщество, гл. 25). На самом деле, в других письмах, возможно неизвестных Беде, но рассмотренных Вудом, Папа пишет, что слышал хорошие отзывы об участии нескольких франкистских королей, и особенно о правящей королеве Брунгильде. Позднее, Сигриус, епископ г.Отен, даже получил мантию епископа в 599 за поддержку миссионерства. Мы не знаем подробностей его участия" и поддержка" не вошла в записи и письма Грегори, поэтому не можем сказать об этом ничего более. По письмам Грегори франкискским королям в 596 похоже, что англичане хотели стать христианами, но соседние священники (в контексте, по- видимому франкистские священники) не получили ответа. В письме к Брунгильде в 596, Грегори вновь сетует и пишет, что хочет, чтобы Августин взял несколько соседских священников с собой. Наверно франкистские правители были отблагодарены Грегори позже за одобрение поддержки духовенства или участия в миссии Августина, хотя они также явно преследовали и политические цели.

период около 600-75 годов. Английская монетная система. Нет ни одного доказательства, что в Англии до конца 6-го века существовала монетная система, в отличие от Континента, где варварские захватчики быстро наладили выпуск монет, подобных римским. Несколько таких монет, датированных более ранним годом, нежели 600-й, были найдены и на территории Англии, но поскольку большая их часть были с дырками или крепилась на кольцах, они скорее использовались в качестве украшений, нежели разменных денег. Большая часть монет попадала в Англию из Франкии Мировингов и смешивалась с остальными видами. С начала 6-го века завезенные золотые монеты подвергались чеканке и, скорее всего, использовались как деньги, возможно, шиллинги, упомянутые в ранних сводах законов. Самые древние сохранившиеся английские золотые монеты датируются примерно тем же периодом; одна из них, возможно, принадлежала заезжему чеканщику франкийского короля Теудеберта II (595-612), который проставил на ней свое имя и происхождение (Эусебиус из Кентербери). Монеты делались по образцу Меровингианских или ранних римских, часто с бюстом на одной стороне и крестом - на другой. Иногда монеты содержали четкие надписи, но чаще неразборчивый или непонятный набор букв и рун*. На некоторых монетах чеканили место происхождения (такое как Лондон), на других имя мастера (например, Уитмен, Пада), в особо редких случаях имя короля (Эадбалд из Кента).

* Руны - вырезавшиеся на дереве, камне и т.д. буквы алфавита, применявшегося скандинавскими и
др. германскими народами.

Чеканка золотых монет в Англии, скорее всего, ограничивалась в основном территорией Кента и верховьев долины Темзы, хотя один
источник монет ассоциировался с Йорком, а другой - с восточной Англией. В первой четверти 7-го века производство монет имело
единичный характер. В 30-40-х годах чеканка получила некоторое развитие, но тот факт, что большая часть сохранившихся монет этого периода были почти не истертыми и выбитыми из узкого набора клише, опять-таки подтверждает малые объемы производства и ограниченную область распространения. Самый большой выпуск золотых монет пришелся на третью четверть столетия. Весь этот период процент содержания золота в монетах снижался, и около 675-го года от этого металла отказались в пользу серебра. До конца Англо-Саксонского периода золотые монеты иногда выпускались по особым случаям (так казна короля Эадреда в 10-м веке пополнилась 2000 таких монет), но это была скорее золотые капли в море серебряных пенни.


П.Гриерсон и М.Блэкберн, Средневековая Европейская монетная система,
1: Раннее Средневековье (5-10-е века) (Кэмбридж: 1986)

601. Августин отправляет Лоуренса и Питера с докладом к Папе Грегори. Папа Грегори посылает Августину еще помощников и мантию архиепископа

У Беде записано, что Августин отправил священника Лоуренса (впоследствии архиепископ Кентерберийский) и монаха Питера
(впоследствии настоятель монастыря Св.Августина) доложить об успехах и получить ответы на накопившиеся вопросы (Его Преосвященство, гл.27); точная дата этого визита не сохранилась, но можно предположить, что случился он в 601-му году до незамедлительного" ответа Папы, датируемого июлем этого года (Колгрейв/Минорс, стр.79, зап.1). Помимо подробного ответа Грегори отправил к Августину еще помощников, среди которых выделялись Меллитус (впоследствии епископ Лондонский), Паулинус (впоследствии епископ Йоркский) и Руфинианус, а также множество необходимых для церемоний и церковных служений вещей,
мантию архиепископа для Августина и письмо, с описанием иерархии епископов Британии (Его Преосвященство, гл.29).
Папа также отправил письма Франкийским епископам, по чьим территориям следовали миссионеры: Вьенна, Арли, Лион, Тулон,
Марсель, Шалон-сюр-Сао'не, Метц, Париж, Руан, Анжи, Гэп, и трем королевским домам Меровингов. Далеко не все они находились по прямому пути в Англию, и миссионеры, видимо, предполагали несколько задержаться на франкийских территориях в поисках дополнительной поддержки (Вуд, стр.6, запись по 597-му году).


Послав мантию, белую шерстяную накидку на плечи, символизирующую папскую власть, Папа Григорий благословил Августина рукополагать других епископов, и в своем письме папа Григорий наметил план организации англиканской церкви. Он решил, что Августин, будучи епископом Лондона, должен назначить 12 других епископов в города, входящие в его епархию, а также должен выбрать епископа Йорка, который получит собственную мантию архиепископа и назначит 12 подчиненных епископов. Кроме того, Папа Григорий отметил, что в подчинении Августина окажутся не только все епископы, подчиняющиеся Лондону и Йорку, а все епископ Британии. Можно предположить, что это привело к конфронтации между Августином и Британскими епископами, которую Беда описывает в "Венке Августина" (см. запись по 602 г.). До сих пор неясно, почему папа Григорий, возможно будучи информированным Лоуренсом и Питером о состоянии дел у Августина в Кентербери, постановил, что Августин должен обосноваться в Лондоне.
Лондон и Йорк являлись центрами власти позднего Рима в Британии, и такая схема вполне могла стать искусным отголоском старой Британии, как знак внимания правлению Этельберта, первого обращенного английского короля. (В 10 в. английские короли будут с большим сожалением вспоминать период правления всей Британией: см. записи по 927 и 973 гг.). Это могло с успехом пройти в Риме, но в период правления Этельберта было куда менее распространено (см. запись по 575 г.) и такому плану не суждено было сбыться. Известно только, что Августин назначил епископов в 2 епархии (Лондона и Рочестера, в 604 г.), Нортумбрийская миссия была отложена до 625 г., а сам Августин остался в Кентербери.

В 601-м году имели место также несколько писем Папы к королю Этельберту (воспроизведены в Его Преосвященстве, гл.32) и королеве Берте (записаны у Вуда, стр.10), которых он по силе веры сравнил с императором Константином и его матерью Еленой; Папа поблагодарил Берту за поддержку Августина и укрепление веры Этельберта, а короля призвал к использованию любой возможности в деле распространения Христианской веры среди его подданных. В письме к Этельберту Грегори также настаивал, что языческие божества должны быть запрещены, а места поклонения им уничтожены. В другом письме, адресованном Меллитусу месяцем позже (Его Преосвященство, гл.30), Грегори замечает, что после долгих размышлений он предпочел более сдержанный подход : божества, по-прежнему, должны быть запрещены, но места поклонения и некоторые обряды можно подвести под догму Христианства, с тем, чтобы жители Англии могли почувствовать себя более привычно после обращения в новую веру. Лучше всего прижилось английское название для Пасхи (Easter), происходящее от имени языческой богини, ранее дававшему обозначение месяцу апрелю (Eosturmonath; см. Хайнс, стр. 379). После сообщений о переписке 601-го года у Беде записано, что Августин возродил Римскую церковь в Кентербери (на основе существующего кафедрального собора), а также основал монастырь в восточной части города (Его Преосвященство, гл.33; монастырь изначально был посвящен Св.Петру и Св.Павлу, а впоследствии Св.Августину). Пламмер, следуя очень старому кентерберрийскому преданию, предположил, что собор мог быть освящен 9-го июня 603-го года (см. Пламмер, II.63).

Н.Брукс, Ранняя история церкви Кентербери (Лесистер: 1984)
Б.Колгрейв и Р.А.Б.Минорс, История духовности английского народа от Беде (Оксфорд: 1969)
Дж.Хайнс, Религия: пределы познания", Англосаксонцы: от периода переселений до 8-го века: этнографический обзор (Вудбридж: 1997), стр.375-410.
К.Пламмер, Venerabilis Baedae Historiam Ecclesiasticam Gentis Anglorum [...] (Оксфорд: 1896)
И.Вуд, Миссия Августина в Кентерберри, Англия", Зеркало 69 (1994), 1-17

---

602 год. Августин встречается с британскими епископами.
Две встречи Августина и британских епископов описаны у Беде (Его Преосвященство, подгл.2). Точная дата не указана, но поскольку
британцы принимали Августина уже как своего архиепископа, встречи, скорее всего, имели место не многим позднее того, как в письме от 601-го года Папа дал Августину такие полномочия. Первая встреча, устроенная с помощью короля Ательберта, состоялась в Венке Августина (по неподтвержденным данным располагавшемся на границе Хисса и Западной Саксонии). Августин настаивал, что
британские епископы и учителя должны придерживаться доктрины католицизма и помогать проповедовать Евангелие в Англии. Когда все аргументы были исчерпаны, стороны перешли к испытанию чудом": был приведен слепой англичанин, и когда британские молитвы не помогли, молитвы Августина вернули ему зрение. Тогда бритонцы признали правоту Августина, но при этом не могли отказаться от прежних убеждений без согласия своих людей. Поэтому была назначена вторая, более открытая встреча. Перед встречей британцы обращались за советом к святому отшельнику, вопрошая, должны ли они отказаться от своих традиций и последовать за Августином. Отшельник ответил, что если Августин показал себя кротким и смиренным сердцем, тогда он - слуга Господа и заслуживает, чтобы
его слушали: если же, наоборот, он жесток и горд, Бог не с ним. Отшельник также сказал, что если в начале встречи Августин встанет,
приветствуя прибывших британцев, это будет проявлением его скромности. К большому несчастью, Августин остался сидеть, поэтому
никакого соглашения достигнуто не было. Согласно записям Беде, Августин после этого грозил британцам, что раз они отказываются
принять мир от своих братьев, они получат войну от своих врагов, и если не хотят проповедовать в Англии путь жизни, встанут на путь
смерти. Беде усмотрел исполнение этого пророчества в битве при Честере (гл.613), во время которой молитвы британских монахов
оказались тщетны против гнева Этельфрива Нортумбрийского.

Такая вот история дошла до наших дней. Аллегорическое чудо (исцеление слепого англичанина, обращенного в новую веру) и так скоро сбывшееся пророчество (достаточно очевидное, если оглянуться в прошлое), все это больше похоже на идеалистические представления Беде о том, как Августин мог одолеть британцев, чем на подробную запись исторических событий 602-го года. То, что встреча Августина с британcкими епископами имела место, похоже на правду. То, это не принесло результата в деле по обращению Англии в новую веру, звучит вполне убедительно, и объясняет враждебность Беде по отношению к Британской Церкви столетие спустя. Особенно следует отметить, хотя информация Беде неполная, на основании других источников, мы можем сделать предположение что, даже если Британская Церковь могла и не играть важной роли в начале, в дальнейшем британцы были вовлечены в дело обращения Англии гораздо в большей степени, чем Беде готов был признать. Симс-Уилльямс (на стр.75.9) сделал правдоподобное предположение, что Хвисс и Магонсаетан, английские поселения на границе с Уэльсом, уже являющиеся христианскими на момент первого упоминания о них Беде, были мирно обращены своими британскими соседями. Это соответствует последним данным Минса о том, что восьмой вопрос Августина к Папе в 601-м году (записано у Беде в Его Преосвященстве, гл.27) напрямую свидетельствовал о беспокойстве по поводу деятельности Британской Церкви, это значит, что к тому времени он уже имел дело с англичанами, знакомыми с доктринами британского Христианства (а может и обращенными в него).

Дж.Кэмпбэлл, "Наблюдения об Обращении Англии", перепечатано в его Эссе в Англо-саксонской
Истории (Лондон, 1986), стр.69-84, стр.71-3
Р.Минс, "Происхождение миссии Августина в Англо-Саксонской Англии", в Англо-Саксонской Англии,
номер 23 (1994), стр.5-17
П. Симс-Уильямс, Религия и Литература в Западной Англии, 600-800 (Кэмбридж: 1990)

603. Битва между Нортумбрианцами и Шотландцами у Дигсастана

У Беде записано, что в 603-м году Этельфрив разбил Эйдана, короля Ирландии, жившего в Британии (Его Преосвященство, гл.34; Эйдан был королем Дал Риада в Шотландии). Эйдан выступил против Этельфрива с очень сильной армией, но потерпел поражение, а армия его была разбита на части у камня Дигса (возможно, Достон Ригг в Лиддесдейле?). Далее у Беде записано, что брат Этельфрива, Теобальд, был убит вместе со всеми своими солдатами (вероятно, он возглавлял часть Нортумбрианской армии). Один манускрипт Англо-Саксонской Летописи добавляет, что армию вел за собой Херинг, сын Хусса. Ничего более о Херинге не известно, но Хусса (588-92?), по всей видимости, был предшественником Этельфрива на троне короля Бернисии (см. вступление на стр.450-651).

стр.450 - 651. Основание Нортумбрии.

У Беде записано, что изначально Нортумбрия представляла собой два отдельных королевства (Его Преосвященство, ппгл.1): Дейру (северная часть реки Хамбер, юг Тайна) и Бернисию (север Тайна). Сохранились генеалогические древо для королевских фамилий обоих королевств, они ведут свои истоки к Удену. В первой половине 7-го века два королевства объединились в одно, и до второй половины 8-го века им правили потомки Иды Бернисской, пока 25 июля 759-го года трон Нортумбрии не перешел к Освульфу, сыну Эадберта. Освульф Нортумбрийский был убит своими же людьми 5-го августа 759-го года. Его преемником стал Ателвольд Молл. Летописи того времени добавляют к записям Беде, что в 758-м году Эадберт ушел в монастырь и передал трон своему сыну Освульфу, и что в 759-м Освульф был предательски убит своим окружением, а Ателвольд избран народом и начал править. Англо-саксонские хроники дополняют, что Освульфа убили 24/25 июля (в некоторых манускриптах говорится 24", в других - "25"). Симеон Дархэмский в своей Historia Regum" от 759-го года указывает дату начала правления Ателвольда Молла - 5-е августа. (Англо-Саксонские Хроники датой смерти Эадберта записывают 20-е августа 769-го; Симеон Дархэмский добавляет, что случилось это в Йорке). Более о коротком правлении Освульфа ничего не известно. Его преемник Ателвольд был, по-видимому, первым из своего рода, кто добился такого высокого положения: никаких подтверждений его родства с Идой либо с другими (еще более древними) королями не сохранилось. То, что такие нововведения имели серьезных противников, было доказано в жестокой битве 761-го года, когда Ателвольд убил одного из Освайнов (возможно, родственника Освульфа?), изгнанием самого Ателвольда в 765-м году и его сына в 778-м. В начале 8-го века политические методы в Нортумбрии не были особенно мирными: Осреда, скорее всего, убили в 716-м году, Сеолвульфа взяли в плен и постригли в монахи в 731-м - однако во второй половине 8-го века убийства и резкие повороты фортуны приобрели, кажется, абсолютно стихийный характер. Похожее развитие событий наблюдалось и в середине 10-го столетия, когда Йорк, казалось, мог выбирать и изгонять правителей: король Эадред, Эрик Блудакс, Олаф Куаран - с легкостью и быстротой, что остальной стране, скорее всего, виделось тревожным (см. вступление на стр.947-54). У Симеона Дархэмского записано, что 1-го ноября 762-го года в Каттерике Ателвольд женился. Невеста была из рода Ательврив. В лубяных жизнеописаниях Дархэма в списках королев и аббатисс Ательвривы упоминаются четырежды, и жена Ателвольда очень возможно является одной из них.

947-954 Эдрэд и нортумбрианцы
В соответствии с Англосаксонской хроникой, в 947 году Эдрэд подошел к Таншелфу, где Вулфстан, архиепископ Йоркский, и все члены совета нортумбрианцев заверили короля в своей преданности. Через некоторое время после этого они нарушили свою клятву и выбрали королем норвежца Эрика Бладэйкса. В 948 году Эдрэд опустошил Нортумбрию, и сжег кафедральный собор св. Уилфрида в Рипоне. В то время как Эдрэд возвращался домой, армия Йорка догнала его у Кастлфорда, но понесла тяжелые потери. Это так разозлило Эдрэда, что он пригрозил еще раз напасть на Нортумбрию и разорить ее, с этого момента нортумбрианцы оставили Эрика и стали платить дань Эдрэду. В 949 году Олаф Квэрен возвращается в Нортумбрию, и оказался причастным к тому, что его выбрали королем, потому что в 952 году нортумбрианцы изгнали короля Олафа и опять избрали Эрика. Также в 952 году Эдрэд приказал заключить в тюрьму архиепископа Уилфстана Йоркского. В 954 году нортумбрианцы изгнали Эрика, и Эдрэд наконец-то преуспел в Нортумбрии. Записей, что случилось с Эриком, современники не оставили, но Роджер из Уиндовера в 13 веке записал, что Эрик был предан графом Освульфам и предательски убит графом Маккусом в Стейнморе. Основание издания хартий, некоторые из которых (названы альтернативными хартиями) включают подробные королевские титулы, противоречит сведениям Хроники. Такие хартии продолжали существовать в 946 (S 520), 949 (S 544, 548-50), 950 (S 552a), 951 (S 556-7) и 955 (S 566, 569) годы, то, что Эдрэд – король нотумбрианцев, особенно выделялось в хартиях 946, 949, 950 и 955 годы. (Факт, что Эдрэд не назван королем в 951 году, может быть молчаливым признанием того, что в это время он покинул провинцию, но хартии не дают основание на потерю контроля в 946-949 и 951-955 годах). С тех пор как Эдрэд стал контролировать Нортумбрию в 950 году, при прибытии Олафа, которое должно быть продолжалось с 949 по 950 годы, по крайней мере часть Нортумбрии оставалась преданной Эдрэду в первые годы пребывания Олафа.
Второй точкой видимого противоречия между Хроникой и хартиями приходится на запись в Хронике под 954 годом, что Уилфстан снова получил епископский сан в Дорчестере. Это должно означать, что Уилфстан был заключен в тюрьму в 952-954 гг., это противоречит факту, что он был свидетелем хартии 953 года (S 560). Однако Эдрэд мог предпочесть иметь вероломного архиепископа Йоркского под домашним арестом при дворе, чем он будет в Нортумбрии общаться с иностранными королями, это объясняет арест Уилфстана в 952 году, его свидетельство хартии 953 года и восстановление его в сане епископа в 954 году после изгнания Эрика в это время. Кризис кончился.

450 - 651. Основание Нортумбрии.

Самым первым упоминанием представителя какой-либо королевской фамилии стала запись Беде о том, что Ида пришел к власти в 547-м году и правил 12 лет (Его Преосвященство, стих 24). Однако комментарии касательно более ранних представителей генеалогических деревьев Бернисии и Дейры позволяют отнести легендарное начало назад, как минимум к 5-му веку. Бернисианский манускрипт 9-го века добавляет к информации Беде то, что дед Иды, Оесса, был первопроходцем в Британии (Дамвилль, Фрагменты Летописи", стр.314). Приблизительный отсчет двух поколений назад от 547-го года датирует прибытие Оессы концом 5-го века. Дейранцы утверждают свое еще более раннее происхождение: генеалогия дейранцев по версии Истории Бриттонума (?61 год) берет свое начало от Соемеля, прапрапрадеда Аелля (занимавшего престол в 597-м году), который отделил Дейру от Бернисии. Пять поколений, разделяющих Соемеля и Аелля, позволяют отнести это разделение к середине 5-го века, еще до прибытия англичан в Бернисию, что может означать, что Сеомель освободил Дейру от контроля Британии (Дамвилль, Истоки", стр.218). Хотя деяния Оессы и Соемеля до 9 века документально не подтверждены и вполне могут оказаться выдуманными, археологические находки свидетельствуют, что к 3-ей четверти 5-го века англо-саксонцы уже появились в Нортумбрии, т.е. задолго до начала правления Иды (Хайнс, стр.26-27). Однако какие бы события не предшествовали правлению Иды, он остается первым известным королем Нортумбрии. В раннем манускрипте Истории Беде скопирован Бернисианский королевский список, в котором перечисляются короли от Иды до Сеолвулфа (729 -37 г.г.) с указанием периода их правления (см. Хантер Блэр). С помощью этого списка мы можем проследить хронологию прихода к власти правителей от Иды до Ательфрива (и это практически все, что нам известно о первых королях Бернисии):
Ида, 547-59
Глаппа, 559-60
Адда, 560-8
Ательрик, 568-72
Теодрик, 572-9
фритувальд, 579-85
Хасса, 585-92
Ательфрив, 592-616

Скорее всего, подобный список существовал и для правителей Дейры, но, поскольку королевская династия Дейры прервалась в 7 веке, весомых причин сохранить его не нашлось. Поэтому все, что осталось - это три записи в Англо-Саксонской Летописи: о том, что в 560-м году Аелль получил трон Нортумбрии и правил в течение 30-ти лет; что в 588-м (не в 590-м, как было бы логично предположить) Аелль умер и пришедший вслед за ним Ательрик пробыл у власти 5 лет; и что в 593-м королем Нортумбрии стал Ательфрив. Очевидно, что хронология запутана. И не только потому, что Аелль должен был умереть в 590-м году, чтобы пробыть на троне 30 лет, но и из-за утверждения Беде, что Аелль и Ательфрив оба правили севером Хамбера, когда Ательберт Кентский встречал римских миссионеров в 597-м (Беде, Хроника Майора, запись 531, выдержка из Миллера, стр.41).
Информация Беде о том, что Аелль в 597-м году был у власти, выглядит более достоверно, нежели явное свидетельство Летописи о его смерти в 588-м (а также (неявное) в 590-м). Записи Летописи, скорее всего, базировались на королевском списке, по которому Аелль правил 30 лет, затем 5 лет Ательрик, после чего трон Дейры захватил Ательфрив, но, не зная даты прихода Ательфрива, невозможно сказать, когда началось правление Аелля. (Возможное объяснение, почему в Летописи указано, что Ательфрив пришел к власти именно в 593-м, а Ательрик в 588-м, невзирая на противоречие этих данных с датой вступления на трон Аелля см. у Миллера, стр.46-7.) Все, что мы можем достоверно сказать о королях Дейры до Эдвина, что Аелль (отец Эдвина) правил где-то около 597-го года.
В первой половине 7-го века политическая ситуация в Нортумбрии была чрезвычайно изменчива: иногда это были две отдельные страны, иногда - объединенная Нортумбрия с бернисианским правителем, когда-то - с дейрийским. Ательфрив Бернисский (592-616; см. источники) был первым известным правителем всей Нортумбрии, и Эдвин Дейрийский унаследовал за ним уже единое королевство (616-33; см. источники). После смерти Эдвина королевство разделилось (см. запись на 633 год), но почти сразу вновь объединилось под управлением Освальда Бернисского (634-42); смерть которого в 642-м году стала причиной очередного разделения и появления двух правителей, что продолжалось, пока в 651-м по приказу Освиу из Бернисии не был убит Освайн из Дейры. Несмотря на то, что на протяжении следующих 30 или около того лет в Дейре появлялись мелкие правители, Освайн, видимо, был последним независимым королем отдельного королевства Дейра, и, оглядываясь назад в прошлое, мы можем сказать, что Нортумбрия стала единым королевством под управлением правителя из Бернисии в 651-м году.

633/4. После смерти Эдвина Осрик получил трон Дейры, а Эанфрид - Бернисии: оба пали от руки Кадваллона.

Освальд становится королем Нортумбрии.

У Беде записано (Его Преосвященство, подст.1), что после смерти Эдвина королевство Нортумбрия снова распалось на две части: Дейра отошла кузену Эдвина - Осрику (сыну его дяди Алфрика), тогда как Бернисию возглавил сын Ательфрива - Эанфрив. Эанфрив во время правления Эдвина был в изгнании в Британии, однако после смерти последнего ему было позволено вернуться. Осрик и Эанфрив были христианами, но в стремлении занять трон, они вернулись в своей прежней вере. Британский король Кадваллон быстро убил Осрика и захватил Нортумбрию. Почти годом позже Эанфрив пришел к Кадваллону с предложением мира в сопровождении лишь 12-ти спутников, и в свою очередь тоже был убит. Беде по этому поводу сделал загадочную запись о том, что поскольку такие события сочли дурным предзнаменованием, те, кто вел хронологию правлений" решили вычеркнуть этих трех королей из истории и приписали этот год к периоду правления Освальда. Освальд был братом Эанфрива и после его смерти собрал армию, убил Кадваллона в битве при Денисесбурне и занял трон. Как сын Ательфрива Бернисского и племянник Эдвина Дейрийского (сестра Эдвина, Аша, была второй женой Ательфрива), Освальд был способен объединить два государства в
одно - Нортумбрию (Его Преосвященство, подст.5).

20 августа, 651. Освайн Дейрийский убит по приказу Освиу Бернисского
Освуи Бернисский получает власть над всей Нортумбрией

У Беде записано (Его Преосвященство, подст.14), что Освуи из Бернисии не мог жить в мире с Освайном из Дейры. Причины не приводятся, но разногласия между ними дошли до такой точки, что Освуи решил положить этому конец, и оба занялись сбором армий. Освайн, осознав, что его армия гораздо меньше, собрался избежать битвы и подождать до лучших времен. Он распустил своих воинов и отправился в дом лорда Ханвольда, рассчитывая там спрятаться. Ханвольд же, к несчастью для Освайна, предал его Освуи, который приказал убить короля Дейры, что и было исполнено судьей Ательвайном в местечке близ Джиллинга. Беде добавляет, что Эанфлаед, королева Освуи, позже приказала на этом месте построить монастырь, наказав молиться за убитого Освайна и за Освуи, отдавшего приказ об убийстве.


Беде добавляет, что правление Освиу Нортумбрией довольно ощутимо осложнялось нападениями Мерсианса, его сына Алфрита и племянника Ательвальда (Его Преосвященство, подст. 14). После событий 651 года Ательвальд мог отдать некоторую часть земли Св. Седду Дейрийскому и владеть Дейрийским подкоролевством (Беде в подст.23, Его преосвященство, довольно неясно выражается); но вероятно его убрали после того как он принял участие в Винваедском сражении в 655 году когда он должен был помогать Мерсиану Пенде в борьбе со своим дядей Освиу, но как оказалось просто отсиделся в безопасном месте пока шла битва. (Беде, Его Преосвященство, подст.24). После такого предательства двух важных лордов жить Ательвальду оставалось недолго, и уже неважно кто именно его убрал - он просто исчезает из хроники. Во времена правления своего отца Алфрит тесно с ним связан при Виваедском сражении и
подготовительных действиях, результатом которых в 664 году стал Витбийский Совет. В двух других случаях Алфрит явно упоминается как король (Его Преосвященство, подст.24), хотя, надо полагать, всё ещё под полным влиянием Освиу: в Его Преосвещенстве, подст. 28 говорится, что Король Алфрит посвятил Вилфрида Галии, в "Жизни Стивена-Епископа" Вилфрид связывает это решение с обоими королями (глава 12).Несмотря на то, что Беде упоминает о нападениях Алфрита на свего отца Освиу (Его Преосвященство, подст.14), нет никаких подробностей о каком-либо конфликте между ними: правда заключается в том, что Освиу начал с Ирландской стороны Восточного вопроса, в то время как Алфрит, будучи учеником Вилфрида, был на Римской стороне, но это будет решено Витбийским Синодом только в 664 году. Предполагается, что конфликт обострился после 664 года - последней даты упоминания Алфрита и времени когда он всё ещё находится в мире со своим отцом, но в чём заключался конфликт - остаётся тайной.

Несмотря на то, что на протяжении следующих 30 или около того лет в Дейре могли быть мелкие правители, Освайн, видимо, был последним независимым королем отдельного королевства Дейра, и, оглядываясь назад в прошлое, мы можем сказать, что Нортумбрия стала единым государством под управлением правителя из Бернисии в 651-м году.

Хотя Нортумбрия возможно уже с середины 7-го века стала отдельной страной, политическая неустойчивость оставалась чем-то вроде ее основной характеристики, что проявлялось в быстрой смене правителей (или целых династий) во второй половине 8-го века (см. запись к 758-м году) и легкость, с которой, как казалось, нортумбрианцы выбирали между английскими королями и предводителями викингов в середине 10-го века (см. запись к годам 947-54).

Дж.Хайнс, Филология, археология и adventus Saxonum vel Anglorum ", Британия 400-600: Язык и история, под ред. А.Баммесбергер и А.Волманн (Гейдельберг, 1990), стр.17-36. П.Хантер Блэир, Заметка Мура об истории Нортумбрии", вошедшая в Ранняя культура северо-западной Европы" под ред. К.Фокса и Б.Дикинса, стр.245-57. Д.Дамвилль, Новые фрагменты ранней истории Британии", Английский Исторический Журнал 88 (1973), стр.312-4. Д.Дамвилль, Англский сборник королевских генеалогических деревьев и периодика царствований",
Англо-Cаксонская Великобритания 5 (1976), стр.23-50.
Д.Дамвилль, Истоки Нортумбрии: некоторые аспекты происхождения Британии", вошедшая в Истоки Англо-Cаксонских Королевств" под ред. С.Бассетта (Лондон: 1989), стр.213-22.
М.Миллер, Хронология Дейры", Англо-Cаксонская Великобритания 8 (1976), стр.35-50.

633/4. После смерти Эдвина Осрик получил трон Дейры, а Эанфрид - Бернисии: оба пали от руки Кадваллона.

Освальд становится королем Нортумбрии

У Беде записано (Его Преосвященство, подст.1), что после смерти Эдвина королевство Нортумбрия снова распалось на две части: Дейра отошла кузену Эдвина - Осрику (сыну его дяди Алфрика), тогда как Бернисию возглавил сын Ательфрива - Эанфрив. Эанфрив во время правления Эдвина был в изгнании в Британии, однако после смерти последнего ему было позволено вернуться. Осрик и Эанфрив были христианами, но в стремлении занять трон, они обратились к своей прежней вере. Британский король Кадваллон быстро убил Осрика и захватил Нортумбрию. Почти годом позже Эанфрив пришел к Кадваллону с предложением мира в сопровождении лишь 12-ти спутников, и в свою очередь тоже был убит. Беде по этому поводу сделал загадочную запись о том, что поскольку такие события
сочли дурным предзнаменованием, те, кто вел хронологию правлений" решили вычеркнуть этих трех королей из истории и приписали этот год к периоду правления Освальда. Освальд был братом Эанфрива и после его смерти собрал армию, убил Кадваллона в битве при Денисесбурне и занял трон (Его Преосвященство, подст.1). Как сын Ательфрива Бернисского и племянник Эдвина Дейрийского (сестра Эдвина, Аша, была второй женой Ательфрива), Освальд был способен объединить два государства в одно - Нортумбрию (Его Преосвященство, подст.5).

604 год. Августин посвящает в епископы Меллитеса и Джастеса
Меллитес обращает в веру восточных саксов, получает в ведение Лондон
Джастес получает в ведение Рочестер

Беда записывает, что в 604 году Августин посвящает двух епископов, Меллитеса и Джастеса, и поручил Меллитесу проповедовать в районе восточных саксов, а Джатесу – ведение Рочестера HE, ii.3). Король Ательберхт построил церкви св. Андрея в Рочестере и св. Павла в Лондоне. Беда замечает также, что в то время Саберхт управлял восточными саксами, он был сыном сестры Ательбрехта Рикуль и находился под властью Ательбрехта.


607 год. Кеолвульф Уэссекский борется с южными саксами
Эта битва не упоминается Бедой, но записана в Англосаксонской хронике.


611 год. Кеовульф Уэссекский умирает (?)
Синегилс наследует Уэссекс

Англосаксонская хроника не упоминает о смерти Кеолвульфа, это просто устанавливается тем, что Синегилс в 611 году наследует Уессекс, и записывается, что он был сыном Кеола, сына Кута, сына Синрика. Кута – предположительно сокращенное от Кутвульфа, брата Кеавлина. Немногое известно о правлении Синегилса. Он и Квичельм (его сын) победили бриттов при Беандуне (не идентифицировано) в 614 году, и были побеждены Пендой Мерсийским при Сиренсестере в 628 году. Беда записывает, что Квичельм послал убийц к Эдвину Нортумбрийскому, а в отместку Эдвин послал армию в Уэссекс (см. 626), но позже наследник Эдвина Освальд стал крестным Синегилсу и также женился на дочери Синегилса Синебур (см. 635). Квичельм, который мог принимать участие в управлении страной вместе с отцом, был крещен и умер в 636 году, в соответствии с
Англосаксонской хроникой. В 642 году, по-видимому, после его смерти, Синегилсу наследовал другой сын – Сенвеалх.


613 год. Битва при Честере: Ательфрит из Нортумбрии побеждает Селифа из Повиса
Битва при Честере записана Бедой (HE, ii.2) как завершающее пророчество Августина, что бритты, если они не перейдут на сторону англичан, будут убиты ими (см. 602). Беда устанавливает, что Ательфрит из Нортумбрии собрал великую армию против Честера и произошло массовое убийство бриттов, включая около 2000 монахов-бангорцев, которые пришли помолиться за победу бриттов.

613 год. Битва при Честере: Ательфрив из Нортумбрии побеждает Селифа из Повиса

Битву при Честере Беде описал (Его Преосвященство, подгл.2), как исполнение пророчества Августина, что британцы, если не обратят англичан в свою веру, будут убиты ими (см. запись к 602-му году). Беде утверждал, что Ательфрив (из Нортумбрии) поднял огромную армию на Честер, и там свершилось массовое убийство бриттов, в их число вошли и более двух тысяч монахов Бангора, пришедших помолиться за победу Британии. В одной рукописи Англо-Саксонской Летописи битва упоминается после записи о смерти папы Грегори, оба события датируются 605-м годом. В этом аспекте Летопись довольно точно следует записям Беде, и, так как Беде относит смерть папы Грегори к 605-му году, но в главе, предшествующей упоминанию битвы (Его Преосвященство, подгл.1), год смерти папы, скорее всего, указан истинный, что не относится к времени сражения. Анналы Кэмбриэ датируют битву иначе - 613-м годом, и эта дата (или некая точка между нею и смертью Ательфрива в 616-м) является общепринятой. Анналы добавляют, что противником Ательфрива был Селиф (Соломон), сын Синана, короля Повиса. Из валлийской (уэльсской) поэзии того времени следует, что королевство Повис в тот момент расширило свои северные границы до Ланкашира, что могло повлиять на решение короля Нортумбрии атаковать (Дамвилль на странице 221 отмечает возможность этого, указывая на отсутствие вещественных доказательств).

Д.Дамвилль, Истоки Нортумбрии: некоторые аспекты происхождения Британии", вошедшая в Истоки Англо-Cаксонских Королевств" под ред. С.Бассетта (Лондон: 1989), стр.213-22.

614 год. Синегилс и Свикхельм из Уэссекса разбивают бритонцев у Беандуна

Эта битва упомянута в Англо-Саксонской Летописи, которая также содержит сведения, что более 2000 бриттов были убиты.


615-54 г.г. Ранняя история восточных англов

Источники, повествующие об истории восточной Англии, появились в первой половине 7-го века и начинались с упоминания короля Радвалда, хотя периодика правлений до середины столетия велась нестрого. До наших дней сохранилась следующая информация о генеалогии королей за Радволдом: у Беде записано, что правители восточных англов звались Вуффингами", причиной чему стал прадед Радвалда, Вуффа (Его Преосвященство, подгл.15), позже в Истории Бриттонума предполагается, что отец Вуффы, Вехха был первым в линии правителей восточных англов (?59), но это может быть просто подобием кентской модели происхождения (там были первый правитель Хенквест и его сын Аеск, давший имя королевской династии; см. запись на стр.450-512).


Когда именно Радвалд пришел к власти - неизвестно, но он уже был королем к 616-му году, когда поднял большую армию и сражался в битве на реке Идл (см. запись к 616), чем помог Эдвину взойти на престол Нортумбрии. Так эта кампания не только продемонстрировала, что Радвалд действовал и за границами Восточной Англии, но также показала, что своей властью он помог королю, под правлением которого
нортумбрианцы будут обращены в новую веру, так что ничего удивительного, что Беде включил Радвалда в свой список королей, имевших большое влияние на территории южных английских королевств (Его Преосвященство, подгл.5). Радвалд принял христианство в Кенте (возможно при дворе Ательберта), но вернулся к язычеству под давлением жены и некоторых советников, таким образом, у него в замке имелся и алтарь Христа, и алтарь для жертвоприношений ложным" богам (Беде, Его Преосвященство, подгл.15). Дата смерти Радвалда так же неопределенна, как и время прихода к власти: его сын, Эопвалд, унаследовал трон уже будучи обращенным в новую веру Эдвином (Его Преосвященство, подгл.15), так что Радвалд должен был умереть в период между битвой на реке Идл в 616 и смертью Эдвина в 633-м году. Liber Eliensis 12-го века отодвигают вторую границу к 627-му году (см. Keynes, стр.104), но это возможно основано лишь на допущении, сделанном по записи Беде о том, что Эдвин посвятил Эопвалда сразу после своего собственного обращения в 627-м году. Итак, Эопвалд унаследовал трон Радвалда в период 616-637 г.г., а между 627-633 г.г. принял новую веру от Эдвина. Почти сразу после принятия христианства Эопвалд был убит язычником по имени Рикберт (Его Преосвященство, подгл.15). Беде пишет, что королевство следующие три года оставалось в старой вере, из чего напрашивается вывод, что управлял им язычник Рикберт.

Затем брат Эопвальда Сигеберт занял трон (начало 630-х?); Сигеберт был в ссылке в Гауле боясь враждебности Радвальда, и там же принял христианство.(Правление Сигеберта, см. Его Преосвятейшество, подгл.15 и подподгл.18) Сигеберт с помощью Бургундского епископа Феликса, которому он дал епархию Домок (Данвич), основал школу в Восточной Англии для обучения грамоте. Сигеберт в конце концов, отказался от трона и поручил правление всем королевством своему родственнику Икрику, который до этого правил его частью. Беда не дает указаний на линую границы, она могла следовать вдоль реки Вэвени, которая разделяла две епархии Восточной Англии, когда вторая епархия была основана Теодором (в северном Элмхаме) и сегодня линия границы проходит между Норфоком и Сафолком (см Йорк, стр.69). Какое-то время спустя, Восточные Англы подверглись атаке мерсийского короля Пенды, сражение, которое может быть приближенно датировано где - то между 635 и 645 годами, и при котором оба Сигерт и Икрик были убиты (см запись 635, 645)

Следующим известным королем восточной Англии был Анна, сын брата Радвалда Эни (Его Преосвященство, подподгл.18 и генеалогическое древо). Он уже занимал трон к 645-му году, когда предоставил убежище изгнанному Сенвелу из Уэссекса (см. запись к 645). Как и его кузен Сигеберт, Анна был убит Пендой из Мерсии, это событие отражено в Англо-Саксонской Летописи и датируется 654-м годом. У Анны было 3 дочери. Старшая, Сеаксбур, вышла замуж за короля Кента Эорсенберта
(640-64), тогда как другая, Ательбур, стала аббатисой монастыря на континенте в Бри (Его Преосвященство, подподгл.8). Мужьями самой знаменитой дочери Анны, Ательфрив, были Тондберт из южного Гирва, а затем Эсгфрит из Нортумбрии, но, несмотря на оба брака, она сохранила невинность (не помогли ни мольбы Эсгфрита, ни его обещания богатых подарков епископу Уилфриду, если тот сможет убедить жену вступить в брачные отношения) и, следуя своим убеждениям, основала аббатство в Эли (Его Преосвященство, гл.19). Но ни одна запись по ранней истории восточных англов не будет полной без упоминания захоронении Саттон Ху, в нескольких милях от которого во времена Беде находилось средоточие королевской
власти восточных англов Рендлешэм (Его Преосвященство, подподгл.22). Над захоронениями нарыто несколько курганов, в двух из которых среди погребальных принадлежностей найдены большие корабли. Самая богатая коллекция принадлежностей (с корабля, погребенного под курганом 1) содержит в себе сокровища из Скандинавии, земель Мировингов и Средиземноморья, а также из более далеких мест - серебряное блюдо из Византии, желтая мантия из Сирии. Остальные предметы, такие как железная булава" и каменный скипетр", были приняты за королевские регалии, и искушение рассматривать их, как похоронные принадлежности великих королей, привело к допущению, что курган принадлежит королю Радвалду, единственному великому правителю восточных англов, о котором нам многое известно. Однако последние исследования привели к предположению, что захоронение следует отнести скорее к восточной Саксонии и, следовательно, правитель восточной Саксонии Саберт является наиболее возможным владельцем кургана 1 (см. Пиарсон, Ван де Ноорт и Вулф). Последним заявлением последнего археолога, занимавшегося захоронением, Мартина Карвера, было то, что
предположения эти должны рассматриваться как возможные, но недоказанные (см. статью Карвера о Саттон Ху в Блэкуэльсской Энциклопедии по Англо-Саксонской Англии).

М. Карвер (редактор), Эпоха Саттон Ху: Седьмой век северно-восточной Европы (Вудбридж: 1992)

Д.Дамвилль, Англский сборник королевских генеалогических деревьев и периодика царствований", Англо-Cаксонская Великобритания 5 (1976), стр.23-50.

С. Кейнс, Radwald the Bretwalda", Путешествие в другой мир: Наследие Саттон Ху (Миннеаполис: 1992), стр.103-23.

М. Паркер Пиарсон, Р. Ван де Ноорт и А. Вулф, Трое мужчин и лодка: Саттон Ху и
восточно-саксонское королевство", Англо-Саксонская Великобритания 22 (1993 год) стр.27-50.

Б. Йорк, Короли и королевства ранней англо-саксонской Англии (Лондон: 1990)


Это статья с сайта В помощь изучающим английский язык
http://englishcd.ru
URL этой статьи:
http://englishcd.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=57