Англо-саксонская хроника. Часть2:
Тема: Англосаксы
Дата:19-07-2009 15:02:11


Англо-саксонская хроника. Часть2:
перевод Ольги Шпаченко, Крятовой Юлии, Ольги Кирой, Юлии Малиенко, Николая Семенова, Твориловой Виктории, "cram nata", Friend , Наташи (Zelenii), Terentiev Vladislav, Мойченковой Оли, Марины, Marina Leshchinskaya, Юлии, Князевой Елены, Храмушкиной Ольги, lio lio, Саши И, Татьяны Быковой, Венеры Сабировой, Надежды Помазовой, Terentiev Vladislav, Ирины Бойковой, Сергея Блохина,Ольги Шпаченко, Сергей «fellow-fighter»)

24 февраля 616 года. Ательберт Кентский умирает
Эадбальд получает трон Кента и возвращает
язычество
Архиепископ Лоуренс убеждает Эадбальда принять христианство

Беде датирует смерть Ательберта 24-м февраля 616-го года и указывает, что это произошло спустя 21 год после прихода миссионеров и обращения в их веру (Его Преосвященство, подгл.5). Эти 21 год" приводят к путанице, поскольку переносят прибытие миссионеров в 595-й год, что противоречит другим записям того же Беде, в которых он датировал прибытие 597-м годом (Его Преосвященство, ст.24, там же см. письма папы гл.23-4). С другой стороны, сдвиг смерти Ательберта к 618-му году (21 год после 597-го) приводит к нестыковкам с хронологией событий после смерти Саберта, короля восточных саксов (см. запись к 616/7): Саберт умер вслед за Ательбертом, после чего должно хватить времени на возврат язычества, на годичную ссылку Меллитуса и его последующее возвращение за некоторое время до посвящения в сан епископа Кентерберийского в феврале 619-го. Это было бы почти невозможно, если допустить, что Ательберт умер в феврале 618-го, так что, видимо, лучше рассматривать 21 год" как ошибку и оставить смерть Ательберта на февраль 616-го года. Трон Ательберта унаследовал его сын, Эадбальд, который не принял христианство, и чья вина, в глазах Беде, состояла в женитьбе на жене отца, по-видимому, своей мачехе (Его Преосвященство, подгл.5; см. запись к 858-му году о другом примере женитьбы сына короля на своей мачехе). После смерти Саберта (616/7) восточные саксы также вернулись к язычеству, а епископы Меллитус и Юстус вернулись на континент, ждать исхода событий. Согласно Беде, Лоуренс собирался последовать за ними, но во сне ему явился Святой Петр и бичевал его за это. Следующим утром Лоуренс показал отметины Эадбалду, тот очень испугался, быстро бросил свою незаконную жену, принял христианство и снова объявил язычество вне закона, хотя он оказался недостаточно силен, чтобы снова ввести христианство (и епископа Меллитуса) в восточной Саксонии (Его Преосвященство, подгл.6).

616. Битва у реки Айдлы: Редволд с восточной Англии убивает Ателфрайта с Нортумбрии и следует с Эдвином в Нортумбрию.


История объединения Редволда с Эдвином, которую рассказал Беде, является частью длинного выгодного перехода Эдвина. Эдвин с Дейры, который был изгнан Ателфрайтом из Бернисии, в то время когда искал защиты у Редволда с Восточной Англии, странствовал многие лета через все королевство Великобритании. Редволд взял Эдвина к себе и пообещал защищать его. Когда Ателфрайт узнал, что Эдвин был в Восточной Англии, он отправил вестника к Редволду с обещанием заплатить много денег, если тот убьет Эдвина. Редволд отказался, но Ателфрайт присылал вестника и во второй и в третий разы с обещанием хорошо вознаградить, но в случае отказа Редволда угрожал объявлением войны. В конечном счете, Редволд согласился и пообещал, что либо убьет Эдвина, либо сдаст его вестнику из Бернисии. Эдвин, узнав об этом, уехал за пределы замка, в котором вестник надеялся поймать его; вскоре после этого преданный друг Эдвина разыскал его и поведал, что жена Редволда убедила его снова следовать первоначальному обещанию Эдвину, так как это жертвоприношение нанесет урон его чести. Редволд отослал вестников Ателфрайта и вскоре собрал большую армию, чтобы вернуть и возвести Эдвина на престол Нортумбрии. Армия Редволда встретилась с армией Ателфрайта, не давая
королю Нортумбрии время для подготовки, и в сражении на Мерсийской границе восточного берега реки Айдлы Ателфрайт был убит сыном Редволда. Это сражение дало возможность Эдвину занять престол Нортумбрии.

616-7 год. Саберт, король восточных англов, умирает.
Три его сына наследуют трон Восточной Англии и возвращают язычество.

Смерть Саберта упоминается у Беде (Его Преосвященство, подгл.5), но ее нет в Англо-Саксонской Летописи. Как показано у Пламмера (II.88), датой смерти, скорее всего, является либо 616, либо 617 год: формулировка Беде предполагает, что это случилось после смерти Ательберта (февраль 616), а изгнание христианских священников, которое последовало за смертью Саберта, должно было быть в январе 618-го года или ранее (поскольку Меллитус после этого провел один год в ссылке в Галии (Его Преосвященство, подгл.6), а в феврале 619-го уже был назначен архиепископом Кентерберийским, через неопределенный срок после своего возвращения (Его Преосвященство, подгл.7)). После смерти Саберта к власти пришли его сыновья: Савард, Сиаксред и, вероятно, Сиаксбальд (см.Йорк, стр.52). Они сдерживали свои языческие привычки во время правления своего отца-христианина, но теперь вернулись к открытому поклонению идолам и позволили своим подданным делать то же. Беде описывает историю о том, как три сына Саберта увидели епископа, проводящего церковную церемонию (это был Меллитус в Лондоне), и спросили его, почему он не предлагает им облатку (причастный хлеб), так же как их отцу. Епископ ответил, что они не могут отведать хлеб, не будучи крещенными, и после долгого спора наследники Саберта выгнали его из королевства (Его Преосвященство, подгл.5).

С. Пламмер, Venerabilis Baedae Historiam Ecclesiasticam Gentis Anglorum [+] (Оксфорд: 1896)
Б. Йорк, Короли и королевства ранней Англо-Саксонской Великобритании (Лондон: 1990)

616 год. Восточную Саксонию завоевывают западные саксы; троих сыновей Саберта убивают.

Эта битва упомянута у Беде (Его Преосвященство, подгл.5), который считает, что восточные саксы понесли заслуженное наказание за изгнание своего христианского епископа. Точная дата битвы неизвестна: Беде пишет, что она имела место немногим спустя после изгнания Меллитуса из восточной Саксонии, что произошло где-то между 616-м годом и январем 618-го (а, судя по записи к 616/7 годам, это могло случиться как ранее 616-го года, так и несколькими годами позже
618-го). Следующим упомянутым королем Восточной Саксонии был Сигиберт Малый, о котором практически ничего не известно, кроме того, что вслед за ним на трон взошел Сигиберт Хороший - он вернул христианство примерно в 653-м году.

625-7 гг. Нортумбрия обращается в христианство.

Беде рассказывает долгую историю обращения Эдвина, короля Нортумбрии (Его Преосвященство, подгл. 9-14). Начинается она с того, что Эдвин отправляет послов в Кент просить руки дочери Ательберта (сестры Эадбальда) Ательбур. Эадбальд отказал, поскольку Эдвин был язычником, и Эдвин ответил, что не будет мешать Ательбур соблюдать обряды ее религии и, конечно, сам может обратиться. На что Ательбур с ним обручили, Паулинус был посвящен в епископы (21-го июля 625-го года) и отправился в свите Ательбур ко Двору Нортумбрии. (Его Преосвященство, подгл.9. Все это имеет близкое сходство с историей франкийской принцессы Берты, пришедшей в языческий Кент вместе с епископом Лиудхардом: см. запись к 575 году). Нам рассказывают, что Паулинус долго и тяжело работал, чтобы обратить нортумбрианцев, но безрезультатно.
В следующем году Квичельм из Западной Саксонии послал наемника, чтобы убить Эдвина (см.вступление 626) и Эдвин пообещал Паулинусу, что, если Господь дарует ему жизнь и победу над врагами, он отвергнет язычество и будет служить Господу. В подтверждение этому он велел крестить свою несовершеннолетнюю дочь (Инфлад, позже настоятельница Витбинского монастыря). Его компания против Западной Саксонии была успешной, и все же он не принял христианскую веру незамедлительно
и без раздумий, он слушал Паулинуса и совещалсяся со своими советниками. Папа Бонифаций писал письма одобрения Эдвину и Ательбургу. Беде также подробно рассказывал о моменте из ссылки Эдварда и Радвольда, когда появился небесный посланец, чтобы дать ему надежду, и в ответ Эдвин пообещал следовать такому посланнику в каждой детали. Однажды приехал Паулинус и заговорил голосом, который, как казалось Эдвину, он слышал в видении, и велил ему вспомнить о своем
обещании. Тогда Эдвин согласился принять веру Паулинуса, но он хотел сперва обсудить со своими советниками, чтобы они все вместе обратились к новой вере.

В источниках 9-го века, Истории Бриттонум (в ?63 году) и Хрониках Камбри, утверждается иное, а именно, что Эдвин был крещен Руном, сыном Уриена (короля Регед). Это заявление было отвергнуто, возможно, и правильно, как более позднее измышление, хотя верно и то, что предубеждение Беде против британской церкви могло удержать его от упоминания британского влияния на обращение Нортумбрии (более подробно см. у Кэмпбелла, стр.24).

Дж.Кэмпбелл, Беде I", перепечатано в виде эссе в Англо-Саксонской истории" (Лондон, 1986), стр.1-27

626-й год. Пенда становится королем Мерсии
Источники по ранней истории Мерсии немногочисленны, в них почти нет деталей о периоде, предшествовавшем приходу Пенды в начале 7-го века. Кратко рассмотрим здесь материалы о той поре. Королевская линия приведена в обратном порядке, от сына к отцу, от Пенды к Пипбе - Криде - Синевальду - Снеббе и, наконец, к Иселу. Исел, скорее всего, был первопроходцем в Британии, поскольку в Жизни святого Гутлака" от 8-го века записано, что род начался с него. Англо-Саксонская Летопись (АСЛ 626) продолжает линию еще дальше, через Эомера, Ангелтеова и Оффу (три легендарных героя из Беовульфа) к Водену. Эта четкая структура не включает короля Мерсии Сеарла и его дочь Синебур, которые, согласно Беде, приютили изгнанного короля Нортумбрии Эдвина (Его Преосвященство, подгл.14), а значит, правили предположительно в период между концом 6-го века и 616-м годом. Генри Хатингдонский в 12-м веке выдвинул гипотезу, что Сеарл являлся кровным родственником Пипбе и занимал трон между Пипбой и Пендой, но это ничто большее, нежели предположение (см. Симс-Уилльямс, стр.25).


Пенда, вероятно начал правление около 626 г. Англо-Саксонская Летопись упоминает позднее 626 г., что он правил королевством 30 лет, и ему было 50 лет, когда он взошёл на трон. Это дало ему правильное соотношение при его заключительном сражении, и это наиболее вероятно, Летопись искажает первоисточник, который говорил, что он правил королевством 30 лет и ему было 50, когда он умер (см. Брукс, стр. 166). Беде обращает внимание, что Пенда владел королевством Мерсии 22 года после Хэтфаилдского сражения в 633 году, «с переменным успехом» (Его Преосвященство, подгл. 20); возможно было предположить, что Пенда добился власти в 633 году, но это возможно было только подразумевать, что он первый добился внимания Бедейских жителей Нортумбрии в год его главного сражения с Нортумбрианцами. (Западная Саксония будет помнить Пенда с его первого сражения с ними в 628 году, записанную в Летопись.) История Британии наиболее сложная в согласовании, так как это дает Пенде господство десяти лет, начиная со сражения при Майсефэлте (в 642), при котром его брат Еова, король Мерсии, был убит, и посредством которого, он освободил королевство Мерсии от Нортумбрианцев. Это исходная дата 642 года, при разногласии с другими первоисточниками, говорит о том, что краткое замечание Беде, что Пенда властвовал «с переменным успехом» может скрывать период, когда Пенда терял контроль Мерсии над Нортумбрией (см. статью энциклопедии на 634-42).


Отношения Пенды и нортумбрийцев - это предание о четырёх битвах. Первая - битва при Хатвилде в 633г., в которой он и Кадволлен Гвинеддский убили Эдвина Нортумбрийского, и вторая - в году следующем, битва при Дэнисесбёрне (см. начало 634-го и 634-642 гг.), в которой Кадволлену было нанесено сокрушительное поражение Освальдом Нортумбрийским, и Пенда мог оказаться в ситуации, не зависящей от него, когда его брат мог стать королём Мерсии под владычеством мерсиан . Пенда мог разбить нортумбрийцев во второй раз в 642 г. в битве при Мэйсерфелте, когда он мог поразить Освальда Нортумбрийского, к тому же Пенда сам мог погибнуть, когда нортумбрийцы одержали вторую победу в битве при Winwad в 655 г.

Отношения Пенды с другими южными королевствами едва ли можно назвать более дружелюбными. Он нанёс поражение Кинеджилсу и Квигельму Уссекскему в 628г. в битве при Сайренчестере – скорее всего, в этот момент и устанавливается владычество над Гвиссом, и Пенда всеми силами вынуждает Сенвилха, сына Кинеджилса женится на своей сестре. Когда же Сенвилх отверг сестру Пенды (примерно в 645г.), последний вынуждает Сенвилха покинуть страну, и тот бежит ко двору Анны, правительницы Восточной Англии.
Восточная Англия была вполне подходящим убежищем для врагов Пенды, так как тот уничтожил двух из королей этой страны, Сигенберхта и Экгберхта, в битве ( 635?645); в 645-м Пенда не оставлял попыток уничтожить Анну Английскую. Скорее всего, одним из вопросов, по которым Пенда не сходился с Восточной Англией, была проблема подведомственности территорий Средней Англии, что лежала между границами государств, и на чьих землях в 653г. Пенда устанавливает правителем своего сына Пида. К тому же, вероятнее всего, именно Пенда систематически снижал влияние королевской власти, которой постоянно приходилось напрягать все свои силы, вспоминая об угрозе, возникшей тогда, в 616г., когда армия отправилась к нортумбрийской границе (предположительно через территорию Средней Англии), и сбросила с трона нортумбрийского короля (см. Дамвилль, стр.132).

Н. Брукс (N. Brooks), "Образование Мерсийского королевства ", Происхождение англо-саксонских королевств (Лондон: 1989), pp.159-170
Д. Дамвилль (D. Dumville), "Эссекс, Средняя Англия и экспансия Мерсии ", Происхождение Англо-саксонских Королевств (Лондон: 1989), стp.123-140
П. Симс-Уильямс (P. Sims-Williams), Религия и литература в Западной Англии, 600-800 (Кембридж: 1990

---

626. Квихельм из западной Саксонии пытается убить Эдвина Нортумбрийского. Нортумбрианцы начинают в отмщение нападения на Западную Саксонию.
Беда рассказывает эту историю как часть повествования об обращении Нортумбрии (Его преосвященство, подгл.9; см. статью 625-7). Квихельм, которого Беда называет королем Западной Саксонии (Англо- Саксонская хроника обычно его представляет как правящего совместно со его отцом Синегилсом), послал убийцу Иомера во двор Эдвина. В середине процесса вручения вымышленного письма от лорда, Иомер вскочил, вытащил отравленную шпагу, и бросился на короля.
Тэн звавшийся Лила быстро встал на его пути, и Иомер тотчас убил его и ранил короля, находящегося позади него. Иомер был окружен и убит.

626 год. Квигельм из Западной Саксонии предпринимает попытку убить Эдвина Нортумбрийского. Нортумбрийцы в ответ разворачивают против Саксонии боевые действия.

Когда Эдвин оправился от ран, он собрал армию и отправился в поход на Западную Саксонию, проведя победоносную кампанию, где обратил в бегство либо принял капитуляцию всех, кто вынашивал планы о его смерти. (Летопись об Англо-Саксах упоминает по этому поводу, что Эдвин вступил со своей армией в Уэссекс и уничтожил пять их королей, унеся жизни многих людей. Мы не можем сказать, кто были эти монархи, но доподлинно известно: Сайнегилс и Квигельм остались живы).

627-731. Ранняя история Линдси
Королевство Линдси (возможно части Линдси современный Линколншир) было известно Беде, хотя оно находилось поочередно под влиянием Нортумбрии и Мерсии в 7 веке, сохранившиеся списки правления
свидетельствуют, что в то же время оно славилось собственными королями. Некогда предполагалось, что последний из них, Алдрив, заверил привелегии подтвержденные Оффой Мерсийским; это скорее всего искаженное засвидетельствование сына Оффы Экгфрива (см Келли, Сэлси, стр. 54)

Большую часть информации о существовании Линдсея, в 7-ом веке, мы узнаем благодаря записям Беде. На самом раннем этапе , Полинус идет на Линдсей , после того как Эдвин был обращен в веру вместе с другими дворянами, а их угодия также были преобразованы. Беда продолжает описывать массовые крещения, происходящие в реке Трент, рядом с Литтлебургом, крещения происходили в присутствии короля Эдвина, который , в свою очередь, внес предложение о том, чтобы Линдсей подчинился Нортумбрийскому королевству.


Линдси снова упоминается после смерти Освальда Нортумбрийского в 642 когда Линдсийский монастырь Бердни был не расположен принять мощи Св. Освальда, "потому что он принадлежал другому королевству и некогда покорил их" (Его преосвященство, подгл.11); это было принято ими как чудо изменившее их взгляды, так как предзнаменовала История Беды, чудо свершилось. Во времена Вулфера Мерсийского (658-75), Линдси была частью епархии Мерсии (Его Преосвященство, гл.3), но Вулфер потерял ее в пользу Нортумбрии когда сражался с Икгфривом приблизительно в 670?675. В 678, Линдси получила епископа (Его Преосвященство, гл.12), и возможно при сражении под Трентом в следующем году (см статью 679) преемник Вулфера Этельред вернул Линдси от Икгфрива (Его Преосвященство, гл.12)

Возврат к господству мерсиан в 679г стало окончательным изменением в правлении Линдсея. С тех пор Линдсей был под контролем Мерсии, хотя это и позволило сохранить своих монархов, по крайней мере до 731г , когда Беде упоминает королевство Линдсей, как часть Ателбелда, также являющегося частью Мерсии.(НЕ, V 23).
Д. Дамвиль «Собрания генеалогии и списки монархов, относящиеся к англасаксам».
Англо-Саксонская Англия 5(1976) стр.23-50 (Линдсей, см. стр.37).
Б.Иглас «Линдсей» под редакцией С.Бассет.
Происхождение Англо-Саксонских королевств (Лондон 1989) стр.202-12.
Ф.Стейтон «Линдсей и его короли». Происхождение Англо-Саксонской Англии (Оксфорд 1970) стр.127-35.

---

627-7. Обращение Нортумбрии
Беда повествует длинную историю обращения Эдвина Нортумбрийского к Его Преосвященству, подгл. 9- 14. Все началось с послания Эдвином Нотрумбрийским вестников в Кент, с прошением руки дочери Этельберта (сестры Эадбальды) Этельбурхи. Эадбальд была против того, что Эдвин был язычником, и Эдвин ответил, что не будет настаивать на изменении религиозных предпочтений Этельбурхи, и на самом деле может принять обращение сам. На этих условиях, Этельбурх была обручена с Эдвином, и Пэулинас был посвящен в епископы (21 июля 625) и прибыл со свитой Этельбурхи к Нортумбрианскому двору.(Его Преосвященство, подгл.9. Все эти события напоминают о Франкиской принцессе Берте пришедшей в Кент и приведшей с собой епископа Лиудхарда: см статью 575) Мы говорили, что Пэулинас трудился долго и упорно над обращением Нортумбрии, но без пользы.

575. Король Кента Ирминрик
Франкская принцесса Берта выходит замуж за Альберта из Кента.
580. Альберт становиться королём Кента.

Мало что известно о правлении Ирминрика, даже его имя стало нам известным только в качестве отца Альберта. Это имя интересно тем, что оно почти неизвестно среди англосаксов, однако достаточно типично для франков (см. Брукса ст. 64). Этим может обуславливаться франкское влияние на дела Кента или в малой степени оживлённый интерес Кента в делах франков (см. запись ст. 548)


Альберт становиться королем Кента, однако годы правления Ирминрика неизвестны, но его современник Historia Francorum of Gregory of Tours предполагает, что он правил около 575 года. В 4-ой книге, написанной между 575 и 581 годами, Gregory сообщает, что франкский король Charibert (561-7) женился на Ингоберге, а потом у них появилась дочь, которая вышла замуж за человека из Кента (HF, IV.26). В 9-ой книге Gregory оглашает посмертное завещание Ингоберги (от 588-9 г), в
котором указано, что у нее была дочь, которая вышла замуж за сына короля Кента.

548 Франкистское посольство в Константинополе провозгласило влияние над Англо- Саксонией.
О том, что Кент в 6 веке испытал Франкистское влияние можно ясно увидеть по археологическим реликвиям (см Брукс, стр 64), а также и по тому, что одному из Кентийских королей дали явно Франкистское имя, Ирминрик, и по тому, что его сын Ательберт женился на Франкистской принцессе (см статью 575). Сына Ательберта Эдбальда женили на другой Франкистской аристократке, и дочь Ательберта Ательбурх после смерти мужа, Эдвина Нортумбрийского, отправила своих детей под защиту Франкистского короля Дагоберта I (629-39) (см Вуд, Королевство Меровингское, стр 177). Однако, ничто из этого не может быть явно означающим Франкистское господство и контроль. Тот факт, что свидетельства о Франкистском контроле были изъяты из письменных английских источников неуместен, потому что эпизод мог быть рассмотрен с замешательством и быстро забыт Английскими
историками, но без явных свидетельств вопрос остался открытым действительно ли Франки контролировали часть Англии или же они лишь провозглашали это.

Ирминрик, король Кентский Франкская принцесса Берта выходит замуж за Ательберта Кентского. Альберт становиться королем Кента
Мало что известно о правлении Ирминрика, но несомненно то, что он является оцтом Ательберта. Его имя интересно тем, что в других отношениях его след почти неизвестен среди Англо-Саксонов, но довольно распространен среди Франков (см. "Brooks", стр. 64). Это может предполагать Франское влияние на Кентские дела или, по крайней мере, на живой интерес в Кенте к делам Франков (см. вступление на стр. 548).


Хотя даты правления Ирминрика не известны, новейшая история Франкии Грегори Тура, полагает, что он правил где-то в 575 году. В четвертой книге, написанной между 575 и 581 годами, Грегори упоминает, что Франкский король Чариберт (561-7) женился на Ингоберге, и у них была дочь, которая вышла замуж за мужчину из Кента (HV, IV.26). В девятой книге, Грегори ссылается на предсмертное завещание Ингоберги (написанное в 558-9), в котором говориться, что её дочь была замужем за сыном короля Кента (HF, IX.26). Из этого можно предположить, что это её дочь Берта, которая вышла замуж за Ательберта Кентского. Если это так, то Ательберт, вероятно, не был пока королем, а всего лишь сыном короля на момент свадьбы, которая состоялась к 575?581 г., когда об этом упоминает Грегори. (Так как Берта могла только родиться в 561?568 гг., свадьба, возможно была во второй половине 570-х, незадолго до того, как Грегори написал об этом). Возможно, ссылаясь на завещание Ингоберги 588-9 года, Ательберт не был ещё королем в момент составления завещания, но полной уверенности в этом нет, так как, возможно, Ингоберга имела ввиду статус Ательберта на момент свадьбы.


Предположение Грегори о том, что скорей всего Иминрик, а не Ательберт правил приблизительно в 575 г. противоречит летописи Бида, который писал, что Ательберт царствовал в течение 56 лет, а это означает, что начало его царствования приходится на 560 г. Однако, Бид писал об этом на сто лет позднее, и эти два источника могут совпадать, если предположить, что Бид неправильно истолковал предложение, что Ательберт прожил 56 лет, в этом случае мы могли бы отнести дату его рождения где-то к 560 году, а период его царствования между его женитьбой около 575 г и вступлением на трон в 597 г. его приемника Августина. Если мы предположим, что Ательберт был королем Кента во время сражения при Вибандуне (вероятно, но в Летописи нет явного упоминания об этом), тогда он уже был королем к 581?588 гг.


Брак Ательберта и Берты возможно укрепил итак близкие связи между Кентом и Франкским континентом. Брак также позволил влиять христианам на Кента, так как Берта была христианкой и привезла с собой епископа Лидхарда (Бид, Его Преосвященство). Мы не знаем, пытался ли Лидхард проповедовать Евангелие в те двадцать лет между его прибытием и появлением римских миссионеров в 597 г., но возможно, что он и Берта, по меньшей мере, занимались тем, чтобы сделать короля более восприимчивым к римлянам по их прибытии.


Хотя время правления Ирминрика точно неизвестно, согласно Истории Франкии Грегори Тура предполагается, что он правил приблизительно в 575 г. В книге IV. написанной между 575 и 581 гг, Грегори отмечает, что франкский король Чариберт (561-7) женился на Ингоберге и что они имели дочь, которая вышла замуж за мужчину из Кента(HF, IV.26). В IX книге Грегори сообщает о нахождении Ингоберги на смертном одре (в 588-9гг), где она заявила о том, что у нее была дочь, которая вышла замуж за сына короля Кента (HF, IХ.26).Обычно предполагается, что эта дочь - Берта, которая вышла замуж за Ателбета Кентского. Если это так, то, очевидно, во время брака, который был заключен в 575? 581 и о котором упоминает Грегори, Ательберт был еще не королем, а только сыном короля. (Так как Берта могла только родиться в 561? 568гг, брак вероятно имел место во второй половине 570х, незадолго до того, как Грегори сделал запись об этом). Со слов Ингоберги в 588-9 гг можно было бы предполагать, что Ательберт тогда еще не был королем, но это предположение может быть и не совсем верным, потому что Ингоберга могла бы иметь в виду статус Ательберта во время брака.

Замешательство Грегори, что скорее Ирминрик чем Альберт правил примерно в 575 году, противоречит утверждению Бед, что Альберт правил в течение 56 лет, что положило бы начало его правлению в 560 году. Однако Бед писал на сотню лет позже, и два источника могут быть согласованы, если мы принимаем, что Бед неверно истолковал утверждение, что Альберт жил 56 лет, в таком случае мы могли бы переместить дату его рождения примерно на 560 год, и принятие им трона между его женитьбой около 575 года и его приемом Огастина в 597. Если мы предположим, что Альберт был королем Кента во время сражения Wibbandun (вероятно, но не явно утверждено в Хронике), тогда он был королем в 581?588.

Свадьба Альберта и Берты, по всей видимости, еще больше усилила уже существующую связь между Кентскими и Франкскими землями. Свадьба также усилила влияние христианства в Кенте, поскольку Берта была христианкой и привезла с собой Епископа Лиудхарда. Мы не знаем, пытался ли Лиудхард проповедовать Евангелие в течение 20 лет между его прибытием и прибытием католических миссионеров в 597, но вероятно он и Берта, по крайней мере, пытались сделать короля более снисходительным к римлянам, когда они прибыли.


Бид называет Ательберта одним из королей, имевших широко распространённую власть в южной Англии (HE, II.5). Этот список подлежит внимательному ознакомлению, так как Кейнз показал, что местами в нём
больше упоминается о королях, которые поддержали конверсию, чем о тех, кто имел широко распространённое политическое влияние. Ательберт, однако, действительно имел определённый вес за пределами границ Кентского королевства. В упоминании битвы около Уиббандуна в "Англосаксонской хронике" (см. статью о 581-588 гг.) описывается, что Ательберт и его армия находились за пределами кентских границ, а Бид в своих комментариях о конверсии восточных саксонцев (см. статью о 604 г.) отмечает, что король восточной Саксонии Саберт был племянником Ательберта, а также его подчинённым. Бид также замечает, что король восточной Англии Радвалд принял христианскую веру в Кентском королевстве: на основании этого можно сделать предположение о кентском влиянии на восточную Англию, но ничего более определённого, так как по возвращению домой Радвалд снова обратился в язычество, а Ательберт не отреагировал на это ни выражением протеста, ни установлением там епархии (см. статью о 615-54 гг.).

757. Сигберт Уэссэкский низложен Кайнвулфом и советниками Западных Саксонов
Кайнвулф наследует Уэссэкс

Англо-Саксонская Летопись описывает как Кайнвулф и советники Западных Саксонов лишают Сигберта королевства за его несправедливые действия - всего, за исключением Хэмпшира. Сигберт остается в Хэмпшире до убийства им Кумбры, который был к нему весьма предан, и тогда Кайнвулф перемещает Сигберта в Вилд, где он погибает от рук некоего свинопаса. После этого Кайнвулф правит в течение 29 лет, пока сам не становится жертвой брата Сигберта, Кайнхерда (см. стр. 786)


В Летописи отмечается также, что Синувульф часто устраивал большие сражения против Бриттов. Это продолжает традицию его предшественника Катреда (в 743 и 753), хотя сражения Синевульфа против Бриттов официально не зарегистрированы. Отношения Синевульфа с Мерсианами более сложно проследить. В течение первой пары лет своего правления, Синевульф засвидетельствовал грамоту Атебальда из Мерсии см. 757 (С 96), и его собственная более ранняя грамота признана Оффой из Мерсии cм.758 (S 265); это могло повлечь за собой некоторую зависимость жителей Западной Саксонии от Мерсиан. Другая грамота Оффы от 772 (С 108) признана как Синевульфом из Западной Саксонии и Экбертом из Кента. Хотя другие пять грамот Синевульфа (С 260-4, с 758 по 778) не упоминают о господстве Мерсиан, и Синевульф сражался с Оффа при Бенсингтоне в 779. Cиневульф принимал участие во встрече с папскими послами с Оффа в 786, но доклад послов не дает нам намека на то, какие были отношения между Оффой и Синевульфом в то время. Похоже, более вероятно, что Синевульф развивал независимость Западной Саксонии после первых двух лет правления, но его появление в грамоте Оффы от 772 намекает на то, насколько шаткой и труднодостижимой эта независимость могла быть.

757. Ательбальд Мерсийский убит. Беорнред унаследовал Мерсию, кратковерменно
Оффа унаследовал Мерсию.

В Англо-Саксонских хрониках отмечается, что Ательбальд был убит в Секкингстоне и что его тело было захоронено в Рептоне. Также отмечено, что Беорнред унаследовал королевство, но правил в течение непродолжительного периода и не был счастлив, и в тот же год Оффа унаследовал трон. Падение Оффы произошло благодаря брату Пенды Йове. Симеон из Дурхама в 12 веке добавляет
детали о том, что Ательбальд был убит своей собственной охраной. Хотя предыдущие короли Мерсии расширяли границы Мерсийской собственности (например, Пенда, Вульфхер, Ательбальд), но именно при правлении Оффы расширение достигло наибольшей величины, включая не просто доминирование, но и прямой контроль над множеством других Английских королевств и замужество дочерей Оффы за королей двух королевств (Уэссекс и Нортумбрия) что противоречило Мерсианскому закону.

Уже в 757 году Оффа укрепил привилегии правителей соседствующего Хвисс, а к 790 году это правящее семейство целиком исчезло (см. запись стр.670-790). Возможно, что сначала Оффа контролировал и Вессекс, но, похоже, Синевульф не был под контролем большую часть своего правления (см. запись о коронации Вульфа в 757 году); Эти двое столкнулись в Бенсингтоне в 779 г. Оффа захватил контроль над Кентом в 764, потерял его в битве при Отфорде и вновь вернул в 784/5. Возможно, вскоре после того, как Оффа захватил Кент, он представил новую улучшенную монетную систему, основанную на модели Франкиша (см. запись на стр. 765); вероятно, вторая денежная (монетная) реформа была проведена в 792 г. Оффа захватил контроль над Суссексом приблизительно в 771 г., а покорение ему Восточной Англии, хотя и не может быть датировано точно, так как подтверждается только монетами, возможно, приходится на 760-ые начало 770-х (см. запись на стр. 749-740). Когда король Восточной Англии Ателберхт попытался объявить о независимости приблизительно в 794 г., Оффа обезглавил его.


Оффа женился на Синетрит – единственной королеве англосаксов, запустившей в обращение монеты, очевидно, следуя примеру византийской императрицы Ирин (см. Гриерсон и Блэкбёрн на стр.279-80). У них было по крайней мере три дочери: Эдбурх, вышедшая замуж за Биорхтрика Уэссексийского в 789, Алфлэд, ставшая женой Ательреда Нортумбрийского в 792 и Ательбурх,
настоятельница монастыря. Более поздние легенды об Ательберхте Западной Англии гласят, что он надеялся жениться на четвёртой дочери, Алфтрит, а в одной летописи упоминается ещё о трёх дочерях (см. стр.127). Единственный известный сын – Экгфрит: Оффа сильно постарался, чтобы Экгфрит гарантированно стал его преемником, а из-за недавнего франксийского прецедента, даже было произведено освящение Экгфрита как короля, хотя он (Оффа) был еще жив. Возможно, нежелание архиепископа Кентерберийского в занимаемом Кенте угодить Оффе в этом деле и привело к появлению у Оффы плана создать третье архиепископство в Личфилд, внутри границ Мерсии. Несомненно, папские послы, приехавшие в 786, были вовлечены в переговоры
по этому поводу.

В 758 году Идберт Нортумбрийский удалился в монастырь. Освульф, его
сын унаследовал Нортумбрию 25 июля 759 года и был убит своими
придворными 5 августа 759 года. Ателволд Молл унаследовал Нортумбрию.
Летописи VIII века к записям Бида добавляют, что Идберт удалился в
монастырь в 758 году отказавшись от трона в пользу своего сына
Освульфа и затем в 759 году свульф был вероломно убит своим таном и
Атенволд был избран народом упрарлять королевством. Англосакские
летописи прибавляют, что Освульф был убит 24-25 июля (некоторые
рукописи называют 24е, а некоторые 25е число. Симеон Даремский в своей
"Истории" говорит, что в 759 году 5 августа Ателволд Молл взошёл на
престол. (В англосакских летописях указывается дата смерти Идберта - 20
августа 769 года. А Симеон Даремский добавляет, что он умер в Йорке).


Больше ничего не известно о столь коротком правлении Освульфа. Его преемник Атенволд был первым в своей семье, кто достиг такого высокого положения: его родословная, вплоть до Иды и других ранних королей является доказательством этому.
Так это новшество стало причиной горьких споров и послужило причиной жестокой битвы в 761 году, когда Атенволд убил некоего Освайна (возможно родственник Освульфа), а также изгнанием самого Атенволда в 765 году и его сына в 778. Политическая жизнь Нортумбрии VIII века и ранее не отличалась миролюбием – Осред был убит в 716 году, Сеолвульф был схвачен и пострижен в монахи в 731 году – но убийства и превратности судьбы обострили политические отношения во второй половине VIII века. Подобные изменения можно было наблюдать в середине X века, когда Йорк был способен выбирать и изгонять правителей – король Идред, Эрик Бладэкс, Олаф Куаран – с которыми остальные жители страны чувствовали тревожную свободу и скорость (период 947-54 гг.).Записи Симеона Даремского показывают, что Атенволд женился 1го ноября 762 года в Каттерике на Ателтрисе. В списке королев и аббатисс есть четыре Ателтрисы в биографии Дарема и королева Атенволда вероятно была одной из них.

760 год. Битва при Херефорде между бриттами и саксами.
В Летописях Кембрии записана эта битва (вероятно, но, не подробно включая сведения о Мерсии, королевства на территории центральной Англии, на территории которого всё происходило), и упоминается смерть Давенвола, сына Тевдвра.
6 августа 761 года. Битва Эйлдона (или «скала Эдвина»). Атенволд Нортумбрийский убил Освайна.
Летописи VIII века добавляют Бида, говоря, что Освайн умер в 761 году, в англо-сакских летописях говориться, что Молл (Атенволд) убил Освайна возле «скалы Эдвина» 6-го августа, и Симеон Дарел добавляет в своей «Истории», что была очень жестокая битва 6-го августа ,и по истечении трёх дней войско Освайна было разбито, а Атенволд выйграл битву.


Мы не имеем точных сведений, кто был этот Освайн, но весьма вероятно, что Атенволд был вовлечён в убийство короля Освулфа в 759 году, а родственник Освулфа Альфред изгнал Атенволда в 765 году,а сын Освулфа Алфволд в свою очередь изгнал сына Атенволда Ателреда в 779 году. Кажется вполне вероятно, что битва в 761 году была частью этой длительной гражданской войны ,а схожесть имён позволяет предположить, что Освайн был родственником убитого Освулфа и пытался мстить.

764 год. Оффа Мерсийский берет полный контроль над Кентом.

Грамота 764 г. года (S 105) дает самое раннее прямое свидетельство контроля Мерсии над Кентом, в котором Оффа Мерсийский предоставляет имущество епископу Рочестера, которое предварительно даровал более ранний Кентийский король. Кентийские короли, в начале 760-х гг. (S 25, 27, 32, 33)издавали грамоты без представления Мерсии, поэтому переворот может датироваться вплоть до 764 г., хотя обстоятельства не ясны. Последующие 12 лет, был только одна грамота, изданная Кентийским королем (S 34 765-го г) и утвержденная Оффой. Также становится понятным, что Оффа потерял контроль над Кентом после битвы Отфорда в 776 г.

30 октября 765 года. Битва при Пинканхиле. Атенволд изгнан из Нортумбрии
Альфред, ведёт происхождение от Иды, наследует Нортумбрию.

Летописи VIII столетия, записи Бида и англосакские хроники отмечают, что Альфред пришёл к власти в 765 году; записи Симеона Дарема добавляют некоторые детали битвы при Пинканхиле (недоказанные) и изгнание Атенволда Мола. Родословная Альфреда ведёт происхождение от Иды, но ни один из его родственников не известен кроме первого, так что невозможно сказать, насколько близкородственен Альфред предшественнику Атенволда Освульфу. Альфред, в свою очередь, был изгнан и вместо него в 774 году стал править сын Атенволда.


Альфред более известен своими делами на континенте. Сохранилось письмо от Альфреда и его жены Осгифи с просьбой о молебне за Лал, архиепископу Маинза, столицы одного из германских штатов, (англичанин по рождению и родственник Бонифейса), а также с просьбой помочь их посольству у франкского короля Карла Великого. В записях Симеона Дарема говориться о женитьбе Альфреда и Осгифи в 768 году. Также было созванно Альфредом собрание, которое основало миссию Святого Виллегада, которая привела к основанию континентального архиепископства в Бремене. Кроме того, во времена правления Альфреда стал известен нортумбрийский учёный Алкуин, получивший место главы школы в Йорке (в767г.), он мог бы продолжить объединение с двором Карла Великого в 781г.
Годмен (изд.) Алкуин: «Епископы, Короли и Святые Йорка». (Оксфорд, 1982г.)
Стентон «Англосакская Англия» (Оксфорд, 1971г.)

769 год. Эрнред сжег Катерик.

Это упоминание появляется только у Симеона Дарема, который добавляет, что Эрнред погиб от несчатного случая в результате пожара в том же году. Это упомянуто главным образом потому что, еще более загадочная запись в анналах, прилагаемая к Бидийским летописям, говорит, что в 741 году Эрнвай и Эдберхт были убиты. Возможно тогда существовала семья, имеющая некий вес, в середине 8 столетия в Нортумбрии, которая отдавла предпочтение именам, начинающиеся на Эрн-, по крайней мере, один из которых ("тиран" Эрнред) имел власть, которая сейчас почти полностью исчезла. Англо-саксонская история полна загадок, как вот эта: временами, как в случае с Оффой, сыном Олдфрита, которого вытащили из убежища в 750 г., остается достаточно кусочков, что бы картина могла раскрыться, но иногда, как с Эрнредом и с его семьей, остаются одни лишь мимолетные проблески.

771 год. Король Мерсии Оффа завоёвывает Гастингс (Суссекс).
Впервые об этом завоевании упоминает Симеон Дарем в XII столетии. «Населением Гастингса» назывались не только жители города, но и всего восточного Суссекса. Тот факт, что Османд, король Южной Саксонии, выпустил свой устав (закон) в 770 г., но с 772 г. он стал подчиняться Оффе, как автономия ясно говорит о падении Южной Саксонии перед Оффой.

Пасха, 774г. Альхред Нортумбрийский изгнан.
Ателред, сын Атенволда Мола, избран королём Нортумбрии.

В англосакских летописях говориться, что в 774 году, во время Пасхи нортумбрийцы изгнали своего короля Альхреда из Йорка и избрали нового короля Ателреда, сына Атенволда Мола. Симеон Дарем добавил, что Альхред спасался бегством вместе с несколькими компаньонами сперва в Бамбурге, а затем на землях пиктов (группа кельтских племён, населявших Шотландию).
Это был первый из двух периодов правления Ателреда. Его отец правил с 759 по 765 гг., а затем был изгнан. Ателред правил с 774 по 778 гг., а затем, в свою очередь, также был изгнан, но в 790 году он вновь занял трон и правил пока его не убили в 796 году.
Ничего не известно о ранней истории семьи до Атенволда , но кажется вероятным, что Атенволд был участником заговора с целью убийства предыдущего короля Освульфа. Убийства трех нортумбрийских высоких судей в 778 г. по приказу Ателреда выглядят как упреждающее устранение угрозы своему правлению и реакцией на это могло быть его первое изгнание. В период своего второго правления он намного более тщательно устранял оппозицию с самого начала.

Битва при Отфорде: в Мерсии Оффа теряет контроль над Кентом до 7845 г.
Кентом управляет король Экгберт, а затем Илхманд.

Англосакские летописи упоминают только, что жители Мерсии и Кента сражались при Отфорде, но не говорят о результатах. Из четырёх документов, выпущенных независимыми королями Кента в годы после 776 (статьи 35-8), из чего мы можем сделать вывод, что при Отфорде победил Кент. Статья 35 (датированная 778г.), статья 36 (датированная 779г.) и статья 37 (дата не установлена) от имени короля Экгберта, и статья 38 (датированная 784г.) от имени короля Илхманда. Периоды правления королей Экгберта, а затем Илхманда не удаётся датировать более точно, чем промежутком времени 779-784гг.

778 год. Оффа из Мерсии внезапно нападает на Дафед в Уэльсе. Это нападение зафиксировано только в летописях Кембрии (древнее название Уэльса), в которых сказано «в разорении Южной Британии [т.е. Дафеда в Уэльсе ] повинен Оффа ».
778-779гг. Ателболд и Хадберт убивают трёх Нортумбрийских высокопоставленных представителей короны.
Ателред Нортумбрийский изгоняется. Олфволд, сын Освульфа, наследует престол Нортумбрии. 25 декабря 779г. наместник Нортумбрии Беорн сгорел заживо.
Англосакские летописи говорят о том, что в 778г. Ателболд и Хадберт убили трёх высокопоставленных представителей короны, Илдвульфа, сына Боса, в Конисклифе (Дарем) и Синевульфа и Экга в Хелатирнуме (неопределенно) 22 марта. Симеон Дарем датирует эти события 29м сентября (возможно убийства в Конисклифе произошли в марте, а в Хелатирнуме в сентябре или наоборот) и добавляет, что это было сделано по приказу Ательреда. Источники той эпохи не отрицали этого, но и не подтверждали. Однако тот факт, что Олфволд затем унаследовал престол и изгнал Ателреда из страны, свидетельствует, что ответственность за убийства, всё же лежит на Ателреде. Летописи утверждают, что вступление на престол Олфволда произошло в 778г., хотя Симеон датирует это событие 779г., добавляя, что Олфволд был сыном Освульфа, который был убит (вероятно с подачи Атенволда, отца Ателреда) в 758г.

Вступление в должность Олфволда не закончило споры, поскольку 25 декабря 779г. наместник Нортумбрии Беорн был сожжён заживо в Селетане (не определён). В летописях содержиться только эта информация, а Симеон добавляет, что Беорн был одним из представителей дворянства Олфволда и был сожжён олдерменами Осболдом и Азелхардом, которые командовали армией, выступавшей против него. Этот Осболд вполне мог быть тем самым королём, который управлял Нортумбрией в течение месяца в 796г. после смерти Азелреда, и основываясь на письме Алкуина (автора многочисленных богосл. работ), мы можем предположить, был причастен к смерти Азелреда (796г.). Олдермен Азелхард, как отмечено в летописях, мог быть тем самым человеком, который умер 1 августа 794г.

Летописи больше не упоминают ни о каких светских событиях в период правления Олфволда, хотя нам известно из отчётов папских легатов (послов), что в 786 году они встречалтсь с Олфволдом и его архиепископом (см. записи 786г.) сделав акцент на легатские каноны, верность королю и приветствуя усиление и упрочнение власти Олфволда. К сожалению он был убит спустя два года. (см. Записи 788г.) 779г. Битва при Бенсингтоне: Оффа из Мерсии одержал победу над Синевулфом из Уэссекса.
В англосакских летописях говориться, что Синевулф и Оффа сражались за Бенсингтон, и Оффа захватил город.

784 год. Оффа из Мерсии внезапно нападает на Уэльс.
Этот набег был записан только в летописях Уэльса и озаглавлен «Разорение бриттов Оффой летом».
784 гг. Оффа из Мерсии восстанавливает контроль над Кентом.
Как прежде в 764г. Оффа завоевал Кент нет никакой информации, но факт этот установлен из документальных источников.
Из хартии (статья 38) и поздней рукописи англосакских летописей мы узнаём, что король Илхманд правил в Кенте в 784 г., однако Оффа дарил земли Кента не ссылаясь на кентского короля (ст. 123), это продолжалось в 780х 790х гг. (н-р ст. 125, 128,134). После смерти Оффы Кент возвратил себе независимость на два года, а затем попал в зависимость к Идберту в Мерсии.

786 год Папские легаты посещают Англию.
В 786 году Папа Адриан отправил своих легатов Джорджа, епископа Ости и Теофилакта, епископа Тодая, в Англию, по всей видимости, для того, чтобы собрать сведения о состоянии английской церкви и искоренить любую ересь, которая могла бы там быть.
Отчёт легатов сохранился и из него мы узнаём, что сперва они посетили Джанберта, архиепископа Кентерберийского, затем двор Оффы, а затем настояли на совете с Оффой из Мерсии и Синевульфом из Уэссекса, на котором оба английских короля пообещали провести все необходимые реформы. Затем Теофилакт продолжил своё пребывание в Мерсии и Уэльсе, пока Джордж отправился в Нортумбрию, где он вместе с Алкуином побывал на встрече с королём Олфволдом и архиепископом Инболдом из Йорка. В Нортумбрии Джордж представил заранее установленные двадцать канонов, касающихся религиозных и светских дел. Они были заверены нортумбрийцами, а затем вернувшись ко двору Оффы, заверены там. В следующем году прошли сборы духовенства (синоды) и в южной Англии и в Нортумбрии.

Из письма Папы Лео к преемнику Оффы Коенвульфу от 798 года (Хэддэн и Стаббс, Советники III. 523-5), мы изучили, что Оффа поклялся перед синодом, включающим посланника Папы, всех епископов и знать Англии, что он каждый год будет высылать 365 манкусов (манкус – монета, соответствующая 30 пенсам) в Рим в знак благодарности Св.Петру. Есть подозрение, что Оффа не просто поблагодарил легатов за их старания в подавлении ереси, а для одобрения Папы - он отстаивал свои интересы в следующем году - Папа хотел утвердить третьего Английского Архиепископа в Личфилде, а у Оффы был сын Экгфрит, который претендовал на помазание ( смотри летопись от 787). Нет прямых доказательств, что легаты были в этом заинтересованы, но казалось разумным, что одобрение Папы было необходимо для создания нового Архиепископа. Несколько сносок в двадцатом каноне, обращенном к королю, были интерпретированы окружением Оффы, как прошение о помазании Экгфрита на следующий год, но было ли это первоначальным решением?


Кэтрин Кабитт недавно утверждала, что каноны были частично работой Алкуина из Нортумбрии, и поэтому более тесно связанные с Нортумбрианскими делами: акцент на лояльность королю, по правде говоря, в канонах 11-14 – это серьезный недостаток в делах севера на сегодняшний день, что становится ясным из приложений 758/9, 765, 774, 778/9, 788. Также следует помнить, что миссия Альфреда в Нортумбрии по поводу Шарлеманьа считается началом отношений между Нортумбрией и Континентом (см. приложение 765).
В письме Римского папы Хадриана Шарлеманьу, написанном, видимо, за год или два до посещения легатами Англии, упоминается о том, что Оффа предложил сместить Римского папу (Хэддан и Стаббс, Советники, III.440-3). Хотя Шарлемань заверил Римского папу, что этот слух не подтвердился. Любопытно, что была, возможно, и другая причина визита Римлян в Англию, впервые начиная с миссии Огастина в 597 (Все возможные версии этой истории см. в главе 787.).

768. Киневульф из Вессекса убит Кинехердом. Биотрик следует в Вессекс.
История борьбы Кинехерда с Киневульфом, отраженная в Англо-саксонской летописи, является проявлением англосаксонской лояльности и храбрости.
Находясь на тот момент у власти около 30 лет, Киневульф захотел вытеснить Кинехерда, который был братом свегнутого Сайгберта (смотри главу 757). Кинехерд узнал, что король Киневульф был в Мертоне и находился у женщины легкого поведения, и настиг его там, прежде, чем охрана Киневульфа обнаружила его. Когда король узнал об этом, он выбежал из дома и сражался до тех пор, пока не увидел Кинехерда. Затем он напал на Кинехерда и серьезно его ранил, не смотря на то, что другие нападавшие могли его окружить и убить. Люди короля выбежали, услышав женский крик, обнажили оружие и кинулись к месту происшествия. Кинехерд предложил стражникам короля золото и счастливую жизнь, если они сдадутся, но они отказались. Они продолжали сражаться и все погибли, за исключением одного британца, который был сильно ранен.

786. Киневульф в Вессексе убит Кинехардом. Биотрик следует в Вессекс.


Следующим утром люди короля, которые не сопровождали его к Мертону, во главе с Эсриком и его бароном Вигфризом отправились к крепости и обнаружили, что Аселин занял ее и ворота крепости для них закрыты. Аселин предложил им золото и земли сколько пожелают, если примут его королем и сказал, что не тронет их близких в городе. На что люди короля отвечали ему, что нет для них дороже и ближе родных, чем их король и они никогда не последуют за его убийцей. А своих близких, вставших на сторону Аселина пообещали оставить живыми и невредимыми. На что те, кто были с Аселином ответили, что это предложение они не принимают, но в свою очередь также оставят в живых тех, кто был с королем, если люди короля перейдут на их сторону, в противном случае, все, кто на стороне короля будут убиты. В результате началась осада крепости и люди короля, прорвавшись сквозь ворота, ворвались внутрь. Все кто был с Аселином были убиты, кроме крестника Эсрика, которого тот успел спасти, он был всего лишь ранен.

Образцом дорогой сердцам англосаксов верности своему королю долгое время считался отказ сохранять свою жизнь, если король, которому служил воин, убит. Такое понимание отражено в предыдущем рассказе, а также (и даже в более подробной форме) в поэме, прославляющей битву за Малдон в 991. Розмари Вулф, однако, обращает внимание на то, что это всего лишь два дошедших до нас примера, и даже в поеме герои Беовульфа имеют более прагматичное отношение к жизни ( Хенджест относится к смерти своего лорда как к тому, что требует отмщения, а не героической смерти, следом за своим лордом). Исследовательница также замечает, что люди Киневульфа не отказывались от жизни после того, как был убит их король, так как такой отказ помог бы убийце их короля стать следующим королем. И тем не менее это рассказ именно о преданности и мужестве, и как отмечает Вульф, каждый король хотел бы иметь таких последователей как были у Киневульфа, хоть с художественной точки зрения их поведение и менее выразительно.

Другое спорное место в тексте – словосочетание, переведенное как «посещать женщину», которое встречается только один раз в староанглийском тексте и которое Эселверд в 10 веке перевел на латинский язык как «быть у проститутки». Дон Скрэг позднее заявил, что Эселверд неверно понял оригинальный текст, ведь в нем нет никаких указаний на сексуальное преступление, поэтому, он не видит причин, по которым эта женщина, у которой был Киневульф, не могла быть его женой. Ведь на протяжении всего повествования в Хрониках Киневульф показан с хорошей стороны. (об этом свидетельствует даже способ которым он сверг Сайгеберта в 757 году - это было сделано им с согласия церкви, а не по его собственной воле). Братья же Кинехард и Сайгеберт показаны в Хрониках способными на несправедливые действия (такие как убийство верных служащих короля или попытки купить королевский сан). После того, как Киневульф и Кинехард умерли, Биотрик стал королем. О его происхождении почти ничего неизвестно, сохранились только сведения, что род его пошел от Сёдика. В 789 году он женился на дочери Оффа – Эдбур, и возможно, что Оффа и помог ему избавиться от своего соперника – Экберта. В ранние годы правления Биотрика первые корабли викингов высадились на берегах Британии. Биотрик умер в 802 году.

Д. Скрэг, «??? и нравственность периода Киневульфа и Кинехарда в Англосаксонских хрониках», Альфред Мудрый: Учение о чести Джанет Бэйтли (Кембридж 1997г.) pp.179-85

Р. Вульф «Идеал воинов, гибнувших за своего короля в Германии и в Битве за Малдон» Анлосаксонская Англия 5 (1976), pp.63-81


787. Синод В Челси: Лигфильд провозглашен третьим архиепископством
Эгфрид - сын Оффы из Мерсии помазан на царствование.

В англо-саксонских хрониках повествуется о том, что во время синода в Челси возник ряд спорных
вопросов, в результате которых Архиепископ Енберт лишился части своей епархии, король Оффа
назначил Хигберта Епископом, а Эгфрид был помазан на царствование.
В 787 году после проведения синода в Челси в Лихфильде было учреждено третье архиепископство, которое просуществовало вплоть до 803 года, когда после синода в Клофешо его упразднили и снова ввели епископство. Хигберт был первым и единственным архиепископом. Большая часть информации дошла до наших дней благодаря переписке, которая велась в течение пяти лет до упразднения архиепископства. В 798 году Алькуин пишет Ательхарду что было бы неплохо возобновить союз (южно Английской) церкви, ссылаясь на тот факт, что он был разорван не в силу веских причин, а в связи с желанием прибрать к рукам власть. В том же году Коенвульф - преемник Оффы написал письмо Папе Лио III (EHD 204), в котором сообщил, что Оффа разделил южную епархию на две части вследствие вражды Архиепископа Енберта и жителей Кента.


Папа Лио ответил (EHD 205), что Оффа сказал предыдущему папе, что это было единственное желание всех англичан создать новое южное архиепископство, из-за больших размеров страны и расширения Мерсийского королевства. (К тому же Папа Лео отверг предложение Конвульфа а том что южная епархия архиепископа будет расположена в Лондоне, вместо того чтоб расположить его в Кентербери, это было явной уловкой Коенвульфа, т.к. пока он требовал восстановления Папы Григория, его действительной целью было взять Лондон под контроль Мерсии, как и Кентербери). Папа писал о Кентербери 18 января, 802 года (EHD 209), что он подтверждает, что древние полномочия Кентербери и управление им было подтверждено в 803 году Синодом в Клофешо.


Кажется ясно тогда, что Оффа убедил римского папу Адриана, что разделение виденья было, потому что Южнобританская Англии была слишком большой для единого архиепископа, но что он исказил это, как единодушный вид, и что его подчеркнутые причины в основе включали вражду с Янбергом и людьми Кента. Факт, что Хроника отмечает, что Эгфрид был посвящен королем немедленно, при этом отмечает, что новое архиепископство, возможно, свидетельствует, что Кентский архиепископ, Янберг, отказался освятить Эгфрида. Янберг, возможно, хорошо опасался, что помазание принца Мерсии архиепископом Кентербери, возможно,
виделось бы, как дарование наследственной власти над всей южной Англией, в том числе Кент который был независим пока Оффа повторно не захватил его два года раньше (смотри Брукс, пп.119-20). Вражда между Оффа и Янбергом возникла, возможно, что это был Янберг, кто пустил слух, который всплыл на поверхность около 784, что Оффа
планировал развенчать римского папу, как часть плана, чтобы дискредитировать Оффа в Папской Курии и гарантировать, что любое предложение от короля Мерсии о замене соглашения епархий должно упасть на глухих (или привести в ярость) ушах. (Смотри запись на 786 для фона к этому слуху, который возможно помог незамедлительному посланию папских легатов в Англию.)

September 2, 787. Нортумбрианский синод в Пинканхиле
Этот синод упомянут в Англо-саксонской хронике; ничего не известно о процедуре, но вполне вероятно они опирались на 20 канонов, разработанных папским послом в прошлом году.


23 сентября 788г. Альфволд Нортумбрийский убит Сикгой
Осред, сын Альхреда и племянник Альфволда, наследует Нортумбрию

Хроники упоминают, что 23 сентября Альфволд Нортумбринский убитый Сикгой, и освященный небесами был виден на месте, где он был убит, и был похоронен в Хексаме, и что Осред, сын Альхреда и племянник Альфволда, добрался до королевства. Симеог Дурхам добавляет, что Сикга спланировал убийство Альфволда, и что смерть произошла в Скитлечестере (возможно честере, станция Адриана Вола), и поскольку на этом месте был виден свет с небес, было решено построить на этом месте церковь в честь господа, святого Кутберта и святого Освальда (другой убитый нортумбрианский король).


Вероятно Сикга был самым значительным светским представителем дворян в Нортумбрии после короля: он является первым после короля ординарным свидетелем принятия легатских канонов в 786г., в чем есть доля иронии, поскольку эти каноны делают упор на присягу верности своему сюзерену. В хрониках записано, что он умер 23 февраля 793г., при этом Симеон добавляет, что он наложил на себя руки и был перевезен в Линдисфарн 23 апреля. Интересно, задумались ли нортумбрийцы о связи захвата Линдисфарна викингами с тем, что за месяц до этого они увидели тело убийцы своего короля, нарушившего церковные каноны, которые он поклялся защищать. Письмо Алькуина, написанное после захвата, говорит о том, что такая связь может быть притянута за уши, хотя Алькуин пишет только в общих чертах (194: Алькуин предполагает, что линдисфарнское общество навлекло на себя бедствие своими грехами; см. далее статью о вступлении Альтреда на престол в 790г.). О правлении Осреда практически ничего неизвестно. Возвратившийся в
790г. Ательред вытеснил его с престола, принудив отправиться в изгнание, а в 792г. убил, когда Осред попытался вернуть себе
королевство.

789. Биортик Уэссекса женится на Ядбург, дочери Оффа из Мерсии Экгберт
Уэссекса во Франции, в изгнании

Из Англосакской Хроники (839) мы узнаем, что Биортик и Оффа изгнали из страны Экгберта Уэссекса во Францию, спустя три года после женитьбы Биотрика на дочери Оффы( по-видимому в 789).

С.790. Конфликт между Оффой из Мерсии и Карлом Великим
Из письма Алкуина к Колку (EHD 192), мы узнаем, что разногласие недавно возникшее между Оффой из Мерсии и Карлом Великим, такого, что каждый правитель отказался от торговли и подхода судов к берегам. До Алкуина дошли слухи о том, что его собираются отправить назад в Англию, чтобы помочь вести переговоры об урегулировании мирных отношений. Законы Аббатов Фонтенелли (EHD 20), написанные примерно сорока годами позже, объясняют, что причина конфликта была в том, что Карл Великий добивался руки дочери Оффы для своего сына, на что Оффа ответил, что это было бы возможно, если бы сын Оффы женился на дочери Карла Великого Берты. Карл Великий очевидно рассвирепел, и приказал, чтобы ни одно английское судно не приблизилось к побережью Галлии, но был остановлен мудрым советом аббата Фонтенелли.



Это статья с сайта В помощь изучающим английский язык
http://englishcd.ru
URL этой статьи:
http://englishcd.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=58