Переходные и непереходные глаголы
Тема урока: «Переходные и
непереходные глаголы»
6-й класс
Цели урока: 1) дать понятие о переходных и
непереходных глаголах (значение, морфологические признаки); 2)
показать связь морфологических признаков переходных и непереходных
глаголов с синтаксическими свойствами; 3) показать влияние значения
переходности/непереходности на образование действительных и
страдательных причастий (пропедевтика).
ХОД УРОКА
1. Давайте вспомним, чем отличаются глаголы
совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Сравним значение
совершенного вида у глаголов читать – прочитать и расти
– вырасти. У какого глагола значение завершенности действия
совпадает с результативностью? (Читать – прочитать можно
книгу, письмо, рассказ, в результате появляются новые знания, вырасти
– значит только завершить процесс роста, результата нет). С
каким грамматическим явлением это связано? Такой вопрос мы задавали,
когда говорили о видах глаголов. А сегодня тема нашего урока –
переходные и непереходные глаголы.
2. Давайте понаблюдаем картинку из рассказа А.П.
Чехова «Хамелеон».
Через базарную площадь идет полицейский
надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает
рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным
крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери
лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около
них нет даже нищих.
Выпишите из этого отрывка глаголы-сказуемые вместе с
подлежащими, действие которых переходит на другой предмет (запись
на кодоскопе или на доске).
Надзиратель Очумелов – идет? Городовой –
шагает? Двери – глядят?
Нет таких глаголов? И правильно, ведь задача
писателя – показать, что городок спит, событий нет никаких...
Ну, идет себе куда-то Очумелов, а за ним городовой шагает…...
Скучно...… Да и настоящее «действующее лицо» еще
не появилось. А теперь то же самое задание выполним в следующем
отрывке.
(Человек) падает на землю и хватает собаку за
задние лапы... Стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и,
подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.
ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ и
ХВАТАЕТ СОБАКУ за задние лапы...
ЧЕЛОВЕК ПОКАЗЫВАЕТ
ПАЛЕЦ...
Ну что ж, появились настоящие «действующие
лица» – белый борзой щенок с острой мордой и желтым
пятном на спине и золотых дел мастер Хрюкин. А вместе с ними –
и такие глаголы, для которых недостаточно было одного действующего
лица – подлежащего, как в случае с Очумеловым или городовым.
Ведь если Хрюкин ХВАТАЕТ, так обязательно кого?
(в данном случае СОБАКУ) или что?
(например, палку); если ПОКАЗЫВАЕТ, так тоже кого?
(например, сестру) или что? (ПАЛЕЦ).
Вот мы и познакомились с переходными и
непереходными глаголами. Итак, дайте определение, какие же
глаголы мы будем называть переходными, а какие – непереходными.
Вы можете проверить свое определение по учебнику. В каком падеже
должно стоять существительное при переходном глаголе? Может ли быть
предлог в этом словосочетании?
3. Пронумеруйте цифрой (1) конструкции с переходными
глаголами, цифрой (2) – с непереходными. Определите падеж,
которым управляет глагол. Найдите конструкции с винительным падежом
без предлога. Сравните значение, морфологические признаки в
синтаксических конструкциях с непереходными и переходными глаголами.
Сделайте вывод: сколько членов в конструкциях с переходными
глаголами, а сколько – с непереходными?
Толстый пообедал на вокзале; тонкий вышел из
вагона; Нафанаил снял шапку; ты книжку прожег; Нафанаил спрятался за
спину; жена дает уроки музыки; я портсигары делаю; тонкий побледнел;
Нафанаил застегнул пуговки. (А.П. Чехов. Толстый и тонкий)
Должно получиться следующее: 2; 2; 1; 1; 2; 1; 1;
2; 1.
Вывод: конструкции с переходными глаголами
всегда трехчленные. Синтаксически это отражается следующим образом:
подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (без
предлога).
4. Предложения с переходными глаголами могут быть
утвердительными и отрицательными. Во втором случае перед глаголом
ставится отрицательная частица НЕ. Что происходит с
формой существительного? В каком падеже оно должно стоять при
отрицании? Проанализируйте примеры. Сделайте вывод.
Он муху убьет. – Он мухи не убьет. (Посл.)
Человек ищет красоту во всем. – Не ищи красоты, ищи
доброты. (Посл.) Человек выдумал порох. – Он пороху не
выдумает. (Посл.)
Вывод: при отрицании винительный падеж
заменяется родительным, но глагол при этом не теряет переходности.
5. Часто в магазине мы можем слышать такие просьбы:
«Взвесьте мне, пожалуйста, сахара! Отрежьте вон того сыра!».
Что значит форма родительного падежа сахара, сыра?
(Указание на часть целого – не весь сахар, а только часть.) Это
значение родительного падежа носит название «родительный
части». В сущности, он заменяет винительный падеж в аналогичной
ситуации, если предмет на части не делится: «Дайте книгу;
тетрадь; взвесьте грушу». Что это значит? Можно ли глаголы
взвесить, дать, отрезать отнести к переходным?
6. Итак, вот три случая, когда мы называем глагол
переходным: 1) если при нем есть (или может быть) прямое дополнение в
винительном падеже без предлога; 2) если при таком глаголе есть
отрицательная частица НЕ и дополнение в родительном
падеже без предлога; 3) если при глаголе есть дополнение в
«родительном падеже части» (по-научному –
родительный партитивный). Следовательно, отличить переходные
глаголы от непереходных нельзя, просто сравнив два глагола, нужно
построить для них «дом» из окружения. Тогда давайте
потренируемся в этом «строительстве».
ИГРА В МЯЧ. Вначале я буду ведущим. Представьте
себе, что я бросаю вам воображаемый мяч, а вместе с ним –
глагол. Если он непереходный, вы возвращаете мяч – глагол –
мне обратно, если переходный – бросаете его соседу, который
дополняет конструкцию третьим членом. Попробуем:
Я сижу! – И я
сижу! Я пишу... – Я пишу... письмо! Глаголы для игры:
непереходные – стоять, лежать, спать,
ходить, скрипеть, жить, служить; переходные – купить,
взять, любить, сеять, мыть, косить или любые другие на выбор
учителя.
Правила игры можно изменять: выбирать других
ведущих, лучшие примеры записывать в тетрадь и так далее.
7. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом...
Чьи
это строки? Правильно, это «Парус» М.Ю. Лермонтова.
В нем есть один глагол – белеть. Определите, переходный
он или нет. (При нем не может быть прямого дополнения в винительном
падеже без предлога, действие не переходит на другой предмет –
значит, глагол непереходный.) А теперь попробуйте подобрать
однокоренной глагол, изменив в нем только одну букву, чтобы он стал
уже переходным. Это глагол – белить – потолок.
Какая между ними разница в лексическом значении? (Белеть –
«виднеться (о белых предметах)», белить –
«покрывать чем-нибудь белым», «красить
белилами»). Только в таких парах глаголов есть «показатель
переходности» – это суффикс -и-, в отличие
от «показателя непереходности» – суффикса -е-.
(Работа с учебником – упр. 477.)
8. Сравните:
Маша моет голову. – Маша моется. Ваня
умывает сестренку. – Ваня умывается.
В каких конструкциях глаголы переходные, а в каких
непереходные и почему? (В глаголах с -ся действие
возвращается на само действующее лицо, поэтому глаголы мыться,
умываться не могут быть переходными.) Да, такие глаголы называются
возвратными, ведь постфикс (потому что -ся, -сь
стоят всегда после окончания). -ся, -сь по
происхождению – местоимение себя, и переход здесь
совершен уже внутри глагола. Следовательно, мы нашли еще один
«показатель непереходности»? Совершенно верно! Сейчас я
вам загадаю загадки, в которых есть возвратные глаголы, а вы их
запишете и отгадаете.
Двое стоят, двое бегут, двое сменяются.
(Небо и земля, солнце и месяц, день и ночь.)
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде
людей бежит, торопится (воздух).
Рассыпался горох на семьдесят дорог, никому
не собрать (звезды).
Без него плачемся, а как появится – от
него прячемся (солнце).
9.
Когда же нам еще пригодятся знания о переходных и непереходных
глаголах? Будем в 7-м классе изучать часть речи –
причастие, это особая форма глагола. Так вот, только от переходных
глаголов образуются так называемые страдательные причастия, то есть
такие, которые обозначают признак предмета, который подвергается
действию другого предмета. Пример с таким причастием есть в рассказе
А.П. Чехова «Хамелеон».
За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху
наполненным конфискованным крыжовником. Решето,
наполненное (кем? кто его наполнил?). «Перевернем» эту
конструкцию: Крестьяне наполнили решето. – Решето наполнено
крестьянами. Мы видим, что опять перед нами трехчленная конструкция с
переходным глаголом наполнить.
А теперь – самостоятельная работа с учебником.
В качестве домашнего задания дополнительно к традиционным упражнениям
из учебника можно предложить подобрать пословицы с переходными
глаголами; с непереходными глаголами с «показателем
непереходности».
Copyright © Все права защищены. Дата публикации: 07-08-2009 (6624 прочтений) [ Вернуться назад ] |